О ювелирных украшениях

Стремление человека к красоте, отражающееся в его художественной культуре, нашло яркое воплощение и в ювелирном искусстве. Украшения из драгоценных металлов занимают особое место в сфере художественного творчества. Достаточно беглого взгляда на историю их эволюции, чтобы заметить, что декоративные качества изделий на протяжении длительного времени развивались в непосредственной и порой противоречивой зависимости от целого ряда факторов, нередко далеких от чисто эстетических представлений.
Происхождение и первоначальная природа украшений убедительно раскрыты в работе Г. В. Плеханова «Письма без адреса»: «Украшая себя, например, шкурой, когтями и зубами тигра или кожей и рогами бизона, дикарь намекает на свою собственную ловкость и силу: тот, кто победил ловкого, сам ловок; тот, кто победил сильного, сам силен… В этом случае нельзя, конечно, думать, что звериные шкуры, когти и зубы первоначально нравились краснокожим единственно в силу свойственных этим предметам сочетаний цветов и линий. Нет, гораздо вероятнее обратное предположение, то есть, что эти предметы сначала носились лишь как вывеска храбрости, ловкости и силы, и только потом и именно вследствие того, что они были вывеской храбрости, ловкости и силы, они начали вызывать эстетические ощущения и попали в разряд украшений». Среди инвентаря славянских погребений встречаются зубы и челюсти хищных зверей, отлитые из серебра или бронзы. Они, несомненно, играли роль атрибута силы и храбрости. Человек, обладавший ими, приобретал и эти желанные качества. Вывеска храбрости становится амулетом, талисманом, оберегом, которые все более окутываются суевериями, ведущими к фетишизму.
Придя на смену охотничьим трофеям человека, изделия из металлов и камней унаследовали их магические задачи. Эти традиции оказались столь стойкими, что даже в XIX веке в ювелирных украшениях, наряду с представлениями человека о прекрасном, оказывались как бы материализованными его религиозные верования. Так, у татар Поволжья широко бытовали украшения с изречениями из Корана, вырезанными на камне или металле, игравшие роль амулетов; в Дагестане значение амулетов придавалось металлическим подвескам, которые в большом количестве прикреплялись на женскую одежду; у забайкальских бурят подобное назначение имели нагрудные украшения а в звенящих бубенцах якутских изделий нельзя не видеть влияния шаманизма, в священнодействии жрецов которого (шаманов) важное место принадлежало шумовому сопровождению. Даже у русских, ювелирным украшениям которых в это время почти не придавалось магического смысла (за исключением символов православной веры — крестов, панагий, образков), ношение янтарных бус было связано со старинными поверьями об их таинственной силе, приносящей здоровье и счастье. Именно поэтому во многих областях России, в крестьянской среде «янтари» надевали на невесту перед венцом.