Орнамент бурятских украшений

Ювелирные украшения буряты делали из серебра, редко из золота, применяя весьма разнообразную обработку: чеканку, литье, штамповку, прорезь, филигрань, зернь, насечку, гравировку, чернение, канфаренье, полировку, золочение, серебрение. В Забайкалье наиболее распространена была чеканка, которую часто сочетали с филигранью и зернью, реже с чернью и эмалью. При чеканке практиковалось золочение отдельных частей изделия, канфаренье и мелкая гравировка фонов, что подчеркивало рельефность чеканки и увеличивало игру светотени. Чеканились сложные изображения птиц, львов, фантастических драконов. Насечка, достигшая у бурят высокого художественного уровня, получила развитие, главным образом, в западных районах. Особенностью эстетического вкуса у бурят является любовь к яркому и красочному. Ювелирные украшения, как правило, полихромии, в них почти обязательно используется цветной твердый материал или камень: кораллы, янтарь, бирюза, малахит, топаз, из местных камней — лазурит, сердолик, нефрит. Наиболее излюбленный и часто применяемый материал — кораллы, сочетание которых с серебром особенно эффектно. Принцип контраста — наиболее распространенный декоративный прием в решении цветовой композиции — придает бурятским украшениям особую декоративность. Наряду с цветом важную роль в декоративном решении изделий играет орнамент. Для орнамента бурятских украшений характерны растительные и геометрические мотивы. Стилизованные ветки и цветы сочетаются с простейшими геометрическими узорами — кругами, зигзагами, роговидными завитками, спиралями, розетками и плетенками. Орнаментальные композиции — ритмично-симметричные. На круглых пластинах орнамент располагается поясами по окружности, центр подчеркивается розеткой или цветной выставкой.
В украшениях забайкальских бурят, воспринявших элементы монголо-китайского искусства, орнаментика отличается сложным характером криволинейных форм.
Наряду с растительным широко распространены зооморфные мотивы. Львы, фантастические драконы и птицы, рыбки причудливо переплетаются с орнаментально трактованными раковинами, цветами лотоса, санскритскими буквами и некоторыми элементами буддийской изобразительной символики.
Самобытная форма украшений, яркая полихромность и декоративность, специфичность орнаментальных мотивов, заполняющих, как правило, всю поверхность изделия, объемность декора, подчеркнутая гравировкой, сочетание различных приемов художественного оформления и, как следствие, разнообразие фактур создают своеобразие художественного стиля бурятских ювелирных украшений и свидетельствуют о высоком уровне мастерства бурятских ювелиров.
Традиции художественной обработки металла сохраняются и развиваются в творчестве современных бурятских мастеров. Чеканка — наиболее популярна в настоящее время. Часто она сочетается с филигранью, чернью и эмалью. Современные работы бурятских умельцев свидетельствуют о преемственности технических и художественных приемов обработки металла.