Отточенность ампира

На рубеже XVIII- XIX столетии конструкции серег усложняются за счет использования бантов и грушевидных подвесок, которые выполнялись как из металла, так и из камней и стекла. Впервые появились серьги, целиком выполненные из ажурно! филиграни. Их пластичная форма тонко сочеталась с гибким растительным узором скани. Швенза декорирована типичным для серег этого времени мотивом трилистника.
В изделиях этого периода возросло значение камня. В XIX веке он уже не просто дополняет металлическую серьгу, обогащая ее колорит и акцентируя композицию, а становится доминантой всего декоративного строя украшения, подчиняя себе металл, сводя его функции к роли оправы.
Все художественные стили, сменявшие друг друга в западноевропейском искусстве на протяжении двух столетий, нашли свое отражение в русских серьгах. Им свойственны и живописность усложненных форм барокко, и строгая симметрия классицизма, и суховатая отточенность ампира. Вместе с тем лучшим из них всегда были присущи национальная самобытность и художественное своеобразие.
Наиболее ярко эти качества воплотились в серьгах из жемчуга, повсеместно распространенных на русском Севере и в центре России. Формы жемчужных серег отличались чрезвычайным разнообразием. Они были или плоские — снизанные в виде сетки из мелкого речного жемчуга, часто вместе с металлическими бусинами, или объемные — имитирующие виноградные кисти или плетеные корзиночки, или сочетающие плоские и объемные элементы — с металлической грушевидной подвеской, обвитой жемчугом, и плоским бантом из нитей жемчуга. Тонкие переливы умело подобранных жемчужин, простой, но изящный рисунок плетения придавали своеобразную красоту этим изделиям. Вплоть до века жемчужные серьги были самым излюбленным и наиболее характерным украшением русских женщин.
Другим самобытным национальным ювелирным украшением являлись ожерелья в виде объемных цепей из позолоченного серебра с нанизанными на них бусинами из граненого стекла и дутыми металлическими шариками. Наиболее изощренно декорировалась застежка ожерелий. Ее украшали цветными стеклами, оправы которых обрамляли тонкими выпуклыми металлическими лентами или филигранью. Ожерелья очень декоративны, пластичны, насыщенны по цвету. До наших дней они сохранились лишь в немногих вариантах.
Из шейных украшений самое широкое употребление у русских женщин имели бусы. Их низали из янтаря, гранатов, сердолика, жемчуга, а также из стекла. Самыми доступными были янтарные бусы. Наиболее ценился круглый янтарь, так называемый «нестриженый», которым носили но праздникам; бусы из граненого -.стриженого» янтаря являлись будничным украшением.