Полихромность тканей

Полихромность тканей, являясь основным художественным средством украшения костюма, исключала декорировку вышивкой, популярную у других народов Поволжья.
Органичным дополнением красочного цветового строя одежды были многочисленные ювелирные украшения — головные, шейные, нагрудные, наручные и другие, разноцветные камни и позолота которых еще больше усиливали декоративные достоинства костюма и составляли с ним единый композиционный ансамбль. Татарские ювелирные изделия отличались значительным разнообразием видов, форм, техник и декоративных решений. Некоторые из них выполняли, помимо декоративных, утилитарные функции, используясь в качестве застежек воротника платья и камзола. Все они занимали в женском костюме свое определенное место и являлись его обязательной принадлежностью.
Из многочисленных видов женских ювелирных украшений наиболее самобытны шейные и нагрудные. Среди них самым специфическим украшением, характерным только для татарского национального костюма, была так называемая воротниковая застежка с подвесками. Это весьма необычное старинное украшение состояло из собственно застежки прямоугольной, овальной или листовидной формы, которая скрепляла концы воротника платья, и нескольких спускающихся на грудь подвесок-цепей, состоящих из крупных блях или монет. Застежка имела две одинаковые части, соединенные между собой посредством крючка, причем каждая ее половина крепко пришивалась к ткани воротника. Аналогичные пряжки без подвесок служили для застегивания камзола. Как правило, воротниковая застежка редко исполнялась в одной технике. Иногда в ней сочетались элементы филигранной и чеканной работы. Обилие камней и позолота делали это интересное украшение очень эффектным и красочным. Воротниковые застежки получили наибольшее распространение главным образом среди богатых татар и были особенно популярны в XIX веке, оттеснив на второй план широко бытовавшие некогда ожерелья.
Другим, не менее своеобразным, типично татарским нагрудным украшением являлась перевязь. Надевалась она через плечо, выполнялась из ткани, на которую нашивались всевозможные мелкие металлические изделия: бляхи с камнями различных размеров и форм, жетоны, монеты, цепочки, пуговицы и предметы амулетного характера. Чем состоятельнее был владелец этого украшения, тем богаче оно декорировалось. С древних времен перевязь была, очевидно, связана с обычаем носить обереги и использовалась исключительно как праздничное украшение.
Оригинальным украшением одежды татарских женщин был нагрудник, закрывающий разрез рубахи на груди. На его тканевую основу также нашивались разнообразные металлические предметы.
К группе головных украшений, широко распространенных среди татар, относятся накосники и серьги. Оба эти изделия были постоянно носимы и одинаково почитаемы всеми классами. Накосники являлись наиболее древним и традиционным украшением не только татар, но и многих народов Востока и Средней Азии. Татарские женщины независимо от возраста заплетали две косы, к концам которых и прикреплялось это украшение. Простые накосники состояли из монет на шнурке, вплетенном в косу; более сложные — из одной или нескольких декоративных блях с камнями и подвесками в виде монет и пуговиц. К верхней бляхе всегда припаивалось ушки для продевания шнурка. Встречались также и двойные накосники, которые прикреплялись сразу к двум косам.
При значительном разнообразии форм и декоративных решений татары не выработали национального типа серег. Часто встречались серьги, аналогичные русским и восточным образцам. Татарки носили серьги как небольшие по размерам, так и довольно крупные, цельнометаллические и ажурные, со вставками камней и без них. По своей конструкции серьги чаще всего состояли из двух или трех подвижно соединенных частей.