Приемы декорирования поверхности

К числу очень интересных и сравнительно редко сейчас встречаемых приемов декорирования поверхности относится насечка (таушировка), примеры использования которой можно встретить среди бурятских украшений. Особенность этого приема состоит в том, что два различных металла (материал основы и драгоценный металл, создающий рисунок) соединяются без помощи каких-либо припоев, штифтов или клеящих веществ. В основе таушировки лежит способность драгоценных металлов к диффузии, то есть способность их мельчайших частиц внедряться в поверхностный слой другого металла. Для обеспечения необходимой прочности соединения поверхность основы, выполняемой, как правило, из железа, насекается мелкой сеткой с образованием многочисленных острых заусениц. Затем на подготовленную таким образом поверхность набивается или заранее вырезанный из тонких пластин рисунок или волоченная проволока. В последнем случае рисунок образуется укладкой проволоки по линиям орнамента непосредственно с мотка. Проволока закрепляется ударами молотка или тупого зубильца. Затем поверхность тщательно шлифуется, что в результате дает эффектный контраст между рифленым фоном и полированным золотым или серебряным рисунком.
Как любопытный прием декорировки украшений можно отметить использование тонкой вальцованной ленты, и которой выполнялись банты, гирлянды, листья, а иногда набирались целые цепи. Этот прием получил распространение в русских украшениях, тяготеющих к изделиям городского типа. Для повышения прочности тонкой металлической ленты она протягивалась в полукруглых вальцах, придававших ей форму желобка. Изделия, выполненные из такой ленты, отличались укрупненностью формы и требовали сравнительно небольшого количества драгоценных металлов, им свойственна легкость, пластичность и своеобразное изящество. Для большей декоративности поверхность этой ленты покрывалась иногда легкими штрихами гравировки.
Но, пожалуй, самой распространенной и наиболее сложной техникой была филигрань — это тончайшее металлическое кружево с фантастическим количеством вариантов, приемов построения и богатыми выразительными возможностями. Основными видами филиграни являются: набор из круто витой проволоки («веревочки»), из сканой ленты, получаемой после провальцовки веревочки, и набор из гладкой ленты или проволоки. Часто в одном изделии встречаются детали двух, а порой и всех трех видов. Кроме того, филигрань может быть ажурной, как на некоторых русских серьгах или на украшениях татар, а также накладной, когда она напаивается на сплошной фон изделия или накладывается на прорезной фон. Значительно обогащает возможности филиграни сочетание ее с зернью и дорогими камнями, что нередко с большим разнообразием использовалось татарскими мастерами. Им же принадлежит разработка так называемой бугорчатой филиграни. Она представляет собой плотную спираль из «веревочки», выдавленную снизу в виде конуса, верхушка которого заканчивается крупным шариком зерни. Второй своеобразный прием, часто встречающийся в татарских украшениях, состоит в заполнении пространства между основными формообразующими линиями рисунка почти прямыми отрезками сканой ленты, которые располагаются подобно лучам, исходящим из центра. Совершенно другой принцип использования филиграни можно отметить в русских ажурных серьгах, где многочисленные завитки, как бы вырастающие из одного стебля, вызывают ассоциации с буйством вьющихся трав.