Работы безвестных мастеров

Рассматривая работы безвестных мастеров, нельзя не обратить внимания на логичность и законченность композиционных построений, на тонкое чувство пропорций, ритма, пластики, колорита. Интересно, как по-разному преломлялось в сознании мастеров отношение к плоскости, глади металла. Если в композиции русских украшений мы не встречаем плоских элементов, играющих активную роль в образном строе изделий, то в украшениях якутов плоскость утверждается как ведущий компонент образа. Большие плоскости металла в произведениях татарских мастеров часто используются в контрастном сопоставлении с тончайшим рисунком филиграни. Плоские элементы украшений бурят играют лишь подчиненную роль, а у дагестанских изделий они или полностью отсутствуют или служат фоном изящного черневого рисунка.

При всем отличии художественных приемов, бытовавших у разных народов, ясно проступают черты общности в понимании специфики ювелирного дела. Мастера прекрасно чувствовали орнаментальную природу украшений и их связь с костюмом и телом человека. Это нашло отражение в масштабности и ритмическом строе изделий, в преобладании вертикальной симметрии, обусловленной строением человеческой фигуры. Учитывая при всей выразительности и относительной самостоятельности украшении их служебные функции по отношению к человеку, ювелиры прошлого с неистощимой фантазией использовали чисто архитектонические средства при создании своих произведений. Встречающиеся изобразительные мотивы, чаще всего представляющие пережитки древних верований, всегда трактуются в соответствии с пластическим, ритмическим и масштабным строем украшений.

Тонкая гармония колорита, мягкость, певучесть линий в русских украшениях; подчеркнутая графичность силуэта якутских изделий, их сдержанное цветовое построение; яркая полихромия и пластичность бурятских изделий; сочная, скульптурная лепка произведений дагестанских мастеров; изящество филиграни татарских ювелиров — все это разнообразие национального искусства народов России по праву составляет золотой фонд советского ювелирного искусства.

Ушли в прошлое социальный и бытовой уклады, да и самый строй жизни, породившие некоторые типы украшений, но их высокая эмоциональная выразительность, их формы и технические приемы, которые оттачивались и кристаллизовались в народном творчестве, не могут не вызывать и сегодня высокого эстетического наслаждения.