Русские украшения

Основные типы русских ювелирных украшений сложились в XVII веках, в период становления русского централизованного государства. Позднее набор русских национальных украшений обогатился новыми формами и видами изделий, которые, наряду с традиционными, прочно вошли в народный костюм.
В XIX веке национальная самобытность наиболее полно сохранялась в костюмах и украшениях крестьян. В народной среде ювелирные изделия являлись дополнениями преимущественно женского праздничного наряда, однако и мужчины зачастую носили кольца или перстни и серьгу в одном ухе.
Костюмы крестьянок разных областей России обладали заметным своеобразием. Из множества местных вариантов выделяются два основных комплекса: северорусский и южнорусский. Основу северного составляют рубаха и сарафан, по покрою напоминающие древнерусскую одежду, в южном комплексе сарафан заменяют юбка (панева) и передник. В качестве головного убора на Севере женщины надевали кокошники, девушки — венцы; одежды южного типа дополнялись рогатой кичкой и многоцветными, низанными из бисера украшениями, у девушек — лентами.
Ювелирные изделия органично вписывались в общую композицию костюмов обоих комплексов. Наибольшее применение они получали в костюме северного типа, более сдержанного по колориту и видам декорировки. в южном преобладали вышивки и украшения из бисера и пуха.
Русские ювелирные украшения довольно многообразны по видам, но самой большой любовью во всех частях России пользовались серьги. Серьги носили издревле, на Руси они были столь популярны, что существовали даже специальные мастера сережники. Эта специальность сохранилась у деревенских ювелиров ив XIX веке.
Наиболее характерные формы серег сложились в XVI — XVII столетиях; многие из них оставались неизменными, повторяясь в различных вариантах, вплоть до начала XX века. Это многочисленные серьги «одинцы». «двойчатки» и «тройчатки», состоящие из одного или нескольких стержней с нанизанными на них цветными камнями (окатышами) и различными бусинами; серьги «голубцы», по силуэту напоминающие парящих птиц, орнаментированные несложными геометрическими филигранными и насечными узорами; разнообразные литые серьги с подвижными подвесками. Долгое время серьги не продевали в уши, а прикрепляли к головным уборам и волосам. По существу лишь с начала VIII века швензу (мочку) серег стали разрабатывать более тонко, укреплять на шарниры, что позволило носить серьги и непосредственно в ушах. Эту часть серьги начинают декорировать столь же тщательно, как и подвески, украшая ее камнями и стеклами или разрабатывая в виде змеек и рыб.