Сапфир: небо на земле

До сих пор неизвестно происхождение этого слова. «Sapphirus» пришло в латынь из греческого языка. Но сходное понятие существовало как в древнееврейском, так и в персидском. Возможно, что первичным источником слова «сапфир» является санскрит.
Легенда о происхождении синего корунда не менее прекрасна, нежели легенда о рубине.
Когда-то очень давно, когда на Цейлоне были непроходимые тропические леса, жил юноша по имени Джампал. Он был так красив, что девушки и женщины боялись взглянуть на него, чтобы не влюбиться. Как и все мужчины селения, Джампал охотился в джунглях. Только брал он с собой не лук и стрелы, а бумеранг. Однажды ночью, когда муссон дул с океана и звери попрятались в зарослях и горах Пидуруталагала, Джампал решил не возвращаться домой и заночевать на лесной лужайке. Но уснуть не получалось. Над головой в небесной вышине мерцала крохотная звезда. Она то скрывалась за пробегающими облаками, то вновь показывалась во всем своем великолепии. И Джампал влюбился в звезду. Каждый вечер он стал приходить на лужайку, чтобы увидеть свою любимую, утопающую в агатовой ночи. И каждое утро он прощался с ней и шел на охоту, ожидая того часа, когда солнце вновь начнет клониться к горизонту. Однажды, когда Джампал лежал на лужайке, наслаждаясь красотой своей звезды, из зарослей выскочил черный винторогий козел. Юноша метнул в него свой бумеранг, но животное наклонило голову, издав при этом трубный звук. В тот же миг из рогов козла вырвался вихрь. Он подхватил бумеранг, закружил его в воздухе и поднял к самому небу. Там, описав последнюю дугу, бумеранг врезался в синий купол и отсек его вместе с любимой звездой Джампала. Осколок неба рухнул вниз и разлетелся вдребезги, ударившись о самую высокую скалу Пидуруталагала. Раг дался оглушительный звон, и посыпались яркие брызги искр. Маленький кусочек купола подкатился к ногам юноши. Джампал поднял камень, превратившийся в сапфир, и увидел, как в нем светилась его любимая звезда. Так на Цейлоне появился звездчатый сапфир.
Однако добывают синий корунд не только на острове Цейлон. Месторождения находятся и в Таиланде, и в США, и в России. Но большая часть всех добываемых в мире сапфиров поступает из Австралии. Месторождения в городке Квинсленд известны почти с 1870 года. В настоящее время в Квинсленде добываются черные звездчатые сапфиры, а в Новом Южном Уэльсе — камни насыщенного синего цвета.
Материнской породой чаще являются доломитовые известняки, базальт и мрамор. Да и способы добычи не отличаются особой сложностью. Вырытые ямы предоставляют возможность разрабатывать лежащие на глубине слои. Путем вымывания происходит отделение драгоценных камней от глины, песка и гравия.
Вопреки устоявшемуся заблуждению о едином цвете сапфира стоит отметить, что синий корунд бывает не только синим. Для данного камня применимо такое же понятие, как и для бриллианта, а именно — «фантазийность». Отсюда следует, что просто сапфир, без каких-либо добавочных слоев, является чистейшим синим, и только синим сапфиром. Все остальные обозначаются квалифицирующим определением и относятся к фантазийным: желтый, зеленый, фиолетовый, розовый, черный и т. д. Существует также определение «падпараджа» — цветок лотоса. Под этим словом подразумевают сапфиры желто-оранжевого и оранжевого цветов. Бесцветные сапфиры называют «лейкосапфиром».
На цвет корунда влияют различные вещества. Например, железо и титан придают сапфиру истинный синий цвет, а ванадий — фиолетовый. Трехвалентное железо окрашивает камень в желтые и зеленые тона, а хром — в розовые. К тому же мутные сапфиры обретают яркость окраски и блеск после обжига при температурах 1700-1800 °С или после диффузии. При этом процессе поверхность камня подвергается обработке химическими реагентами. Но может возникнуть ряд трудностей. К примеру, если сапфир был поцарапан или обломан по плоскостям спайности, то после диффузионной обработки его придется заново гранить и полировать. Иногда прибегают к методу «прокрашивания и промасливания». Такой прием распространен, кстати, и в обработке рубинов. Краситель осаждается на трещинах и умело маскирует их. Но главный минус в том, что такие камни могут со временем потерять свой «блестящий» вид под воздействием высоких температур или просто выцвести от солнечных лучей. Гораздо худшее развитие событий, когда масло вытекает из камня, а то и вовсе меняет цвет. Поэтому и ценятся дороже всего те корунды, которые прошли термическую обработку или же не были облагорожены вовсе. Однако найти такие камни — задача трудоемкая и дорогостоящая.