Серебряные украшения

В XIX веке якутки поверх платья на широких длинных ажурных цепочках носили большого размера серебряные кресты с гравировкой, унизанные многочисленными подвесками. Эти кресты, сделанные в якутском стиле и получившие повсеместное распространение, являлись не только религиозным символом, но и довольно эффектным декоративным украшением.
Повседневными широко распространенными украшениями были металлические литые висячие серьги с подвесками, по образцу русских, сменившие в конце VIII века якутские бусинные серьги, а также кольца очень простой формы, носимые на безымянных пальцах обеих рук. Концы колец во многих случаях не запаивались, что позволяло свободно менять их размер. На обеих руках носили широкие, по форме руки браслеты в виде манжет. Браслеты — один из основных видов украшений якутских женщин. Концы браслетов загибались в разные стороны, что давало возможность легко их застегивать, сжимая свободной рукой.
В XVIII веке для украшений использовалась медь, в XIX — серебро, в основном низкопробное, привозное или же получаемое от переплавки русских монет. Из технических и декоративных приемов обработки широко использовались литье, гравировка, чеканка, чернение, насечка рельефным чеканом.
Серебряные украшения создавались местными кузнецами. Кузнечное ремесло, достигшее высокого уровня развития, занимало важное место в хозяйстве и культуре. Обработка металла — старинное занятие якутов — в середине XIX века достигает наивысшей степени своего развития. Якутские мастера создали в это время ряд замечательных произведений ювелирного искусства.
В выразительности якутских ювелирных изделий значительное место принадлежит форме украшений, их архитектонике и гармоничным пропорциям. Цельные, четкие лаконичные формы якутских украшений производят впечатление строгой сдержанности. Это впечатление достигается в немалой степени колоритом изделий, основанном исключительно на цвете металла и лишь изредка оживляемым цветными бусинами.
Композиция орнаментов якутских украшений представляет существенный художественный интерес. Орнаментация металлических украшений основана на принципах симметрии. Орнамент, имеющий сложный криволинейный характер (завитки, волны, спирали, дуги, пальметки, меандр), плотно покрывает поверхность, очерченную линейными рамками и концентрическими окружностями. Специфичным и широко распространенным элементом якутского орнамента является двурогая лира.
Большое влияние на развитие кузнечно-ювелирного ремесла якутов оказали русские. От русских якуты восприняли некоторые технические приемы, а также декоративные мотивы, которые были включены в богатый ассортимент самобытных орнаментальных построений. Художественная ценность якутских металлических украшений состоит в законченной конструктивно-целесообразной форме и выразительности их орнаментального декора.