Стилизованные изображения тотемных знаков

Древнюю магическую символику донесли до наших дней и орнаменты ювелирных украшений. В произведениях разных народов повторяются в различных вариантах солярные знаки, языческие символы неба, земли, воды, плодородия, изображаемые в виде птиц, рыб, змеиных голов, волнистых линий. У народов, среди которых были еще сильны пережитки родоплеменных отношений, встречаются стилизованные изображения тотемных знаков. Так, с культом барана — родового тотема некоторые исследователи связывают орнаментальный мотив бараньих рогов, который встречается на предметах бурятского прикладного искусства. В XIX веке изображения древних символов утратили свое первоначальное магическое значение, однако не вызывает сомнения, что подобные орнаментальные композиции в ювелирных изделиях на ранних ступенях развития человека имели охранительное значение.
С появлением классового общества, где «благородным» металлам были приданы функции средств обращения, украшения из них приобрели социальный характер, играя роль имущественного статуса. Изделия из драгоценных материалов стали принадлежностью наиболее богатых слоев общества. Платье их представителей декорировалось ювелирными украшениями значительно обильнее, чем костюм простого народа. Стремление придать украшениям большую материальную стоимость часто нарушало их художественную целостность, обедняло эстетические качества. Следствием этого процесса явилось и создание бесчисленных имитаций — дешевых копий дорогих украшений; это стало характерным особенно для русского ювелирного производства прошлого века. У многих народов, в том числе и у народов Сибири, Поволжья и Дагестана, наблюдалось даже отождествление понятий «богато» и «красиво», что проявилось в обычае декорировать одежду монетами, их нашивали прямо на платье, дополняли ими ювелирные изделия или полностью составляли из монет отдельные украшения. Неслучайно поэтому монеты обязательно фигурировали в свадебном наряде бурятской невесты, а жених в момент сватовства дарил ей монеты, нашитые на шубы или нанизанные на нити. Именно как материальную ценность родители невесты готовили своей дочери в приданое украшения из металлов и камней.
Однако истинная ценность ювелирных украшений кроется, конечно, в их эстетических качествах, благодаря которым произведения из металлов и камней прочно вошли в национальный костюм разных народов. В XIX веке основное назначение ювелирных изделий сводится, главным образом, к украшению костюма.