Украшения народов Дагестана

Заповедником народных промыслов называют в наше время многонациональный Дагестан. С давних времен в дагестанских селениях работали кузнецы, ювелиры, гончары, медники, ковровщицы и многие другие мастера.
Из всех видов художественного творчества наибольшее развитие в Дагестане получило ювелирное искусство.
Ювелиры трудились на всей территории Дагестана. Основными центрами производства металлических украшений были селения Кубачи, Казикумух, Чох и Гоцатль.
По всему Кавказу и далеко за его пределами славились ювелирно оформленное оружие дагестанцев и самобытные женские украшения. Изделия из металлов, камней и стекла были неотъемлемой частью праздничного костюма женщин многих народов страны. В набор праздничных украшений входили не только снимаемые украшения — кольца, серьги, браслеты, но и разнообразные подвески, которые нашивались, крепились наглухо к одежде. Любовь к металлическим изделиям была столь велика, что порою они входили даже в будничный наряд дагестанских женщин.
В давние времена металлические украшения имели магическое значение, связанное с древними верованиями страны, и играли роль оберегов и амулетов. В XIX веке, следуя традиционным обычаям, им еще отчасти придают подобное назначение, однако преимущественно они используются как декоративное дополнение костюма.
Основу женской одежды в Дагестане составляли туникообразная рубаха с длинными прямыми рукавами и длинные, до щиколотки штаны. У аварцев, лезгин, кумыков поверх рубахи надевался кафтанчик. На голове носили чепцеобразный убор с длинным мешком для кос сзади. Поверх чепца носили длинное белого или черного цвета покрывало. Каждый народ имел особенности в одежде, большим разнообразием отличались головные уборы. Для изготовления одежды использовались ткани шерстяные, хлопчатобумажные, праздничную одежду шили из шелка, бархата, парчи. Расцветка тканей отличалась сдержанностью. Темно-красный, черный, синий, коричневый, зеленый, иногда с редким мелким орнаментом -предпочтительная расцветка одежды.
В каждом случае набор входивших в костюм ювелирных украшений был тесно связан с характером одежды и ее конструкцией, составляя с ними единое целое.