Украшения татар Поволжья

Ювелирное искусство поволжских татар всецело связано с украшением женского костюма, достаточно четко отразившего особенности их быта, культуры и художественного вкуса. Как и большинство народов России, татары на протяжении многих веков бережно сохраняли свои традиции в области формы и орнаментации национальной одежды. Костюм XIX века унаследовал древние черты, связанные с пережитками кочевого образа жизни. Женский национальный костюм имел много общего с мужским : и в том и в другом основными элементами были рубашка и штаны. У женщин он состоял из свободного длинного платья-рубашки с низким стоячим воротом и продольным вырезом на груди, штанов типа шаровар и камзола. Платье всегда имело кокетку или оборку различной ширины, насколько разнообразило его простую, лаконичную форму. Поверх платья надевался камзол без рукавов, окончательно вошедший в моду в XIX веке. Иногда в декоративных целях камзол оторачивался мехом. Штаны, одинаковые у мужчин и женщин, всегда заправлялись в чулки или сапоги — ичеги. Последние являлись типичным для татар видом обуви и составляли наиболее оригинальную часть их национального костюма. Такие сапоги сшивались из кусков разноцветной кожи и. наряду с нарядным головным убором, служили важным элементом яркого колорита татарской одежды.
Многокрасочность, построенная на самых неожиданных цветовых комбинациях, придавала костюму татарских женщин удивительную выразительность. Материалами служили пестрые ткани — от незатейливых ситцев до богатой нарядной парчи. Чаще всего в их орнаментации mi пользовались восточные мотивы.