Встречают по огранке

Что же вызывает в нас такой восторг при виде украшения с драгоценным камнем? И от чего зависит степень этого так называемого «кошмара»? Всему виной огранка. Она делает камень «играющим», привлекательным, завораживающим, великолепным. Огранка меняет камень до такой степени, что большинство женщин, приходя в ювелирный магазин, превращаются в героиню романа Ильфа и Петрова — Эллочку. И, меняясь в лице, только и могут вымолвить, что «Хо-хо…».
В древние времена огранке камней не придавали особого значения. Их просто шлифовали и обтачивали по краям. Мало того, что украшение получалось бесформенным, так еще и не раскрывало все свои возможности. Не было должного блеска и «игры». До наших дней сохранилось немного таких экземпляров. Пожалуй, самые знаменитые — «Рубин Черного принца» и «Рубин Тимура», являющиеся сокровищами Британской короны. Порой, когда срочно требовалось изготовить какое-либо ювелирное украшение для высокопоставленной особы, мастер просто подгонял оправу под размер камня, а не камень под оправу — как это делается в наши дни.
Исторические справки утверждают, что первым среди европейцев научился шлифовать алмазы ювелир бургундского герцога Людвиг ван Беркем. До него подобной техникой владели лишь в Индии. Причем индийские ювелиры держали технологию облагораживания камня в строжайшем секрете.
Доподлинно неизвестно, как Беркем овладел им. Существует мнение, что, сидя в своей мастерской и думая над тем, какое украшение создать для герцога, Людвиг перебирал в руке два алмаза. Внезапно он заметил, что поверхность камня стала значительно глаже. Так Беркем пришел к выводу, что при трении одного алмаза о другой они шлифуются. Свои наблюдения фламандский ювелир оставил в секрете и унес в могилу. Долгое время технология Беркема оставалась утерянной для европейцев, но, как известно, не навсегда.
С годами шлифование довели до совершенства. Появился первый и самый простейший способ огранки — кабошон. С одной стороны камень оставался плоским, с другой — шаровидным. Иными словами, камень огранялся в форме овала или шара, разрезанного надвое. Впервые этот способ стал широко применяться во Франции. Отсюда и название — слово «саbосbе» переводится как «башка». Однако во многих источниках прослеживается информация, что кабошон принадлежит вовсе не французам. Да и само слово образовано от латинского «саbо» — «голова». Дескать, еще в Древнем Риме мягкие породы прозрачных камней обрабатывали этим способом и считали, что подобная огранка помогает при близорукости. Ведь фактически кабошон представляет собой подобие линзы. Был популярен этот способ и на Востоке, где камни шлифовали со всех сторон, придавая им форму бусин. В них просверливали отверстия, нанизывали на нить и носили как ожерелье. Поэтому говорить о том, какому именно народу принадлежит данный способ огранки, сегодня тяжело.
Кабошон хоть и считается самым примитивным видом ювелирного искусства, однако используется и в наши дни. В основном в тех случаях, когда камень обладает хорошим цветом, но низким показателем преломления или внутренним дефектом.
При таких «но» самоцвет не будет обладать достаточно сильным блеском, даже если применить более сложную огранку. Поэтому именно в форме кабошона выигрышно смотрятся такие камни, как «звездчатый » рубин и сапфир, «кошачий глаз», «лунный камень», бирюза, нефрит, яшма, малахит и благородный опал. В начале XV века ювелиры стали осваивать искусство нанесения граней на поверхность минерала. Возникла фасетная огранка, во многом благодаря алмазу. Дело в том, что этот камень из-за своей чрезвычайной прочности долгое время являлся неприступным для многих мастеров. Одна шлифовка его естественных граней не позволяла раскрыть всего великолепия «короля драгоценных камней ». Поэтому перед гранильщиками встал вопрос: какую форму придать алмазу? А самое главное — как? Первые опыты не отличались красотой. Грани располагались в хаотичном порядке, не соответствующем никакой симметрии. И только во второй половине XVI века появились простейшие формы фасетной огранки — Роза, Наконечник и Таблица. Этот период можно смело считать началом поголовного увлечения огранками. Один за другим мастера ювелирного искусства предлагали новые идеи, извлекая всю внутреннюю красоту камня. Иногда рискуя всем.
Так, известен случай, когда в 1972 году в Западной Африке был найден алмаз в 968,9 карата. Камушек назвали «Звезда Сьерра Аеоне ». Когда ювелир приступил к огранке, «король драгоценных камней » разлетелся на части. Пришлось из большой звезды делать 11 маленьких звездочек.
Кстати, у многих мастеров в те времена практиковалось суеверие, что первый удар при обработке алмаза должен наносить ребенок. Мол, дитя невинно, и груз греха не позволит дрогнуть руке.

Роза и Бриолет
Изобретение огранки в форме Розы часто приписывают французскому кардиналу Мазарини. За годы своего правления он собрал великолепную коллекцию алмазов, которую потом завещал Французской короне. Однако историки спорят насчет авторства Мазарини. Потому как похожие по форме алмазы обнаруживались годами раньше в Индии. Не исключено, что в Европу они были завезены венецианскими купцами, деятельность которых в то время процветала.
Различают несколько разновидностей огранки в форме Розы. Друг от друга они отличаются только лишь количеством треугольных граней. Основание во всех видах плоское.
— Классическая (Голландская роза) — 24 грани.
— Полуголландская роза — 16 граней.
— Антверпенская роза — 12 граней.
— Двойная голландская роза — 36 граней.