Выпиловка ажурных деталей

Важное место в образном строе как русских, так и якутских серег принадлежало разнообразным подвескам. Однако, если серьги якутов украшались цельнолитыми, массивными подвесками, то у русских они набирались из отдельно отлитых разных по форме деталей; иногда они заменялись полыми штампованными шариками или жемчужинами.
Широкое распространение у якутских ювелиров получила выпиловка ажурных деталей из целых пластин. Нельзя не удивляться точности глаза и терпению мастеров, которые только для одного украшения вырезали сотни совершенно идентичных деталей. Якутские изделия дают также хорошие примеры гравировки, которая использовалась и мастерами других народов. Более сложной разновидностью этой техники является гравировка под чернь, требующая особой четкости контуров рисунка, подлежащего заполнению черневым составом. Сложный процесс выполнения черневых изделий был очень давно известен мастерам Дагестана. Рисунок под чернь выполняется гравированием, глубина которого должна быть не менее трех-четырех десятых миллиметра. Перед наложением черни поверхность изделия должна быть отшлифована, после обжига черни она вновь шлифуется, при этом отдельные детали рисунка могут оказаться утраченными.
Отсюда высокие требования к качеству гравировки, четкости контуров и к равномерности глубины реза. Однако особой сложностью отличается приготовление самой черни. Состав черни, последовательность соединения ее компонентов, режим обжига — все это тщательно сохранялось в секрете. Чернь дагестанских украшений характеризуется глубиной тона и высокой прочностью соединения с основой изделия. Излюбленный прием дагестанских мастеров — черневой, тщательно прорисованный узор на светлом полированном фоне.
Для получения беспрерывной и плавной линии рисунка этим способом требуется высокое мастерство владения инструментарием чеканщика. Помимо нанесения штрихового рисунка, татарские ювелиры орнаментировали поверхность изделия гладкими узорами на фактурованном фоне. Некоторые украшения татар декорировались рельефной чеканкой. Последний вид обработки успешно использовался также мастерами Бурятии. Близко к чеканке примыкает и тиснение высоких полушарий, имитирующих зернь, которое часто встречается в работах дагестанских ювелиров. Для выполнения зерновой каймы, декорирующей края браслетов, мастера изготавливали несложные ручные штампы, значительно облегчавшие работу и позволявшие получать ровные ряды зерни. Зернь, как напайная, так и полученная тиснением, почти всегда присутствует в работах мастеров Дагестана. Она в несколько рядов обрамляет оправы камней, заполняет паузы между ними, подчеркивает края изделий. Варьируя только размеры и размещение зерни, мастера достигали удивительного разнообразия решений.