Ювелирное дело

Ювелирное дело требует от мастеров тонкого художественного вкуса, глубокого знания материалов, с которыми они работают, умения выявить их природную красоту и декоративные возможности, требует виртуозного владения сложными техническими приемами изготовления и декорировки вещей. Чтобы ожил камень, зазвучал металл, засверкало стекло, необходимо большое и сложное искусство. Только оно может превратить изделия из металла и камня в подлинное украшение, только благодаря ему они приобретают непреходящую ценность.
Представленные в настоящем альбоме украшения как нельзя лучше свидетельствуют о том, что мастера из народа прекрасно владели всем арсеналом ювелирных техник: от примитивного литья до изысканной, тончайшей филиграни. Ярким примером применения литья, этой очень древней и широко распространенной техники, могут служить русские серьги раннего типа. Формы их отличаются особой мягкостью и даже некоторой небрежностью силуэта. Модели для таких серег выполнялись вручную из мягких, пластичных материалов, скорее всего из воска. Полученная затем отливка детали серьги использовалась, в свою очередь, в качестве модели, что, при многократном повторении процесса, приводило к постепенной утрате мелких деталей и к большей округленности и плавности линий. Мягкость рисунка русских серег, сохраняющего следы ручной лепки, способствует ощущению рукотворное и уникальности каждой пары изделий. Напротив, литые серьги якутских мастеров отличаются ярко выраженной четкостью и графичностью силуэта. После отливки каждая деталь серьги тщательно обрабатывалась по контуру.