Двуокиси титана

О достаточно широком распространении сарда (акика) и о любви к нему есть замечательные строки у Бируни: «В Ираке из различных его цветов любят абрикосовый (мишмиши) и цвет свежих фиников (рутаби) и цвет печени (кабади)».

Он же отмечал, что более всего ценятся те сорта камня, «.. .которые свободны от пороков, не имеют жилок, мути, черноты, белизны, пестроты, и в которых отдельные части не отличаются друг от друга по цвету и чистоте».

На сарде вырезали имя владельца и вправляли в перстень. Украшения подобного рода считались священной реликвией и передавались из поколения в поколение.

Вырезали камеи и интальи с изображениями людей, зверей, рыб, геометрических знаков, монограмм, мифологических сцен и др.

Стоит только немного обточить и отполировать камень, и он словно оживает, наполняется пробивающимися изнутри огненными и пурпурными струйками. В сарде можно наблюдать лишь ему присущие золотистые блики, соединяющиеся с мельчайшими пятнышками — «узорами» белого и бело-желтого цветов.

Эти прекрасные картины в камне образуются благодаря железу, которое, пропитав обычный серый или серо-голубоватый халцедон, превращает его в превосходный самоцвет. Количество железа в сарде на 35-40 % выше, нежели в халцедоне. Двуокиси титана и окиси магния тоже хватает. Если взглянуть на срезы сарда под микроскопом, то можно увидеть, что волокнистые и веерообразные выделения халцедона будто нашпигованы россыпью красно-бурых и буро-желтых сливающихся друг с другом точек. В некоторых минералах эта желтая и коричнево-красная пропитка проникла лишь в отдельные слои или в краевые части камня. Материал, который удален от центра халцедоновой залежи, обычно бывает окрашен лишь в отдельные слои или в кровавые части камня. Геологические и лабораторные исследования говорят о вторичном происхождении окраски самоцвета. То есть с серо-голубым халцедоном происходит метаморфоза: под воздействием атмосферы, гидросферы и живых организмов изменяется окраска камня.

Сард — минерал, который обладает слабой радиоактивностью. Минералоги Н. И. Корнилов и Ю. П. Солодова в своей книге «Ювелирные камни» пишут: «Радиоактивность этого камня не превышает радиоактивности лечебных грязей и некоторых минеральных вод». Такого рода микродозы облучения могут стимулировать в живых организмах биохимию распада и синтеза.

Сардоникс породил много легенд.

В один из дней царствования фараона Птолемея Филадельфа и его жены Арсинои, которые правили около 2300 лет назад, к царскому дворцу в Александрии прибыл большой караван верблюдов. Кроме пряностей, золота и шелка в кожаных вьюках были доставлены завернутые в мягкие звериные шкурки невзрачные на вид камни. Придворный ювелир, тщательно осмотрев их, выбрал самый большой размером 16 х 12 см. На серо-голубоватом и коричнево-красном фоне минерала посреди серых, темных и белых пятен угадывались чьи-то лица. Мастер долгое время изучал все цветовые оттенки на поверхности камня. Это был сардоникс. Несколько лет трудился придворный мастер, прежде чем решился показать правителю плоды своего кропотливого труда.

Перед изумленным взглядом Птолемея из глубины сардоникса, словно живой, смотрел его собственный лик, а на втором плане было лицо его обожаемой супруги! Камень, сравнительно недавно казавшийся мертвым, излучал божественный свет! Лицо Птолемея было освещено ярким светом, в то время как нежный блик царицы Арсинои словно отступил в тень под этим магическим сиянием. Молочно-голубой цвет лица царицы придавал ей женственность и нежность. Из коричневого слоя камня мастер вырезал волосы царя, шлем и плащ. Светлые пятна на плаще резчик превратил в застежки в виде голов Горгоны Медузы и Фобоса. Поражала живая одухотворенность лиц царственной пары: благородная красота, умиротворенность Арсинои, и воля, суровость, мужество Филадельфа. Неизвестный гений-камнерез смог разглядеть в самоцвете то, что было доступно только его неповторимому мастерству. В результате упорной работы он создал легендарную «Камею Гонзага» — наиболее выдающееся произведение глиптики (искусство резьбы по камню).

Камея получила свое название в честь одного из многочисленных владельцев — герцога Гонзага.

Плиний писал, что сардоникс обеспечивает счастливое супружество, исцеляет от меланхолии, охраняет от сглаза и колдовства.

С давних времен сардониксы почитались символами жизненной силы и счастья. Они надежно оберегали своих владельцев от болезней.

В старинном лечебнике о сардониксе сказано: «Кто, растерши его в воде, выпьет эту воду, у того спадет опухоль на животе и получит он облегчение ».

В Индии сардоникс был символом везения и счастливой судьбы.

В христианской европейской культуре сардоникс был посвящен апостолу Филиппу.