Пироп — «веселящее сердце»

Пироп — минерал красного цвета из семьи гранатов — считается одним из красивейших камней. Этот превосходный представитель гранатового племени был назван греками пламенеподобным за его огненно-красный цвет, вызванный присутствием в нем ионов хрома и железа. А поэт Бируни различал такие оттенки красного цвета гранатов: гранатовый (цвета зерен плодов граната), шафрановый (цвета тычинок цветков шафрана), пурпурный, багряный, фиалковый (цвета тлеющих углей), цвета пылающих углей, цвета пламени свечи, мясной (цвета кровяной сыворотки), красный с винным оттенком. Какая богатая гамма цветов стоит за одним-единственным словом — красный!

Сказать, что пироп принимает все оттенки красного цвета, значит утаить истинную красоту этого камня. Пиропы могут быть не только кроваво-красными, но и винно-красными, коричнево-красными, оранжевыми, розовыми. Низами в своих «Пяти поэмах» описывает их так: «Гранат, как печень треснувшая, страшен, он источает сок кровавых башен».

Известны и другие названия пиропа: карбункул, богемский, капский, колорадский, американский рубин, эли-рубин, канди-шпинель. Некоторые из пиропов меняют свой цвет в зависимости от освещения. Пиропы из месторождений Южной Африки и Якутии при дневном свете имеют голубую, синюю окраску, при искусственном освещении меняют цвет на фиолетово-красный.

Пиропы невелики, их размер не превышает 10 мм. Чешские пиропы славятся своим кровавым оттенком.

В словаре В. И. Даля «антракс» трактуется как «злая болячка», «злой вред», «карбункул». Карбункулом названа и болячка, опасный многоголовый веред, и пироп, драгоценный камень из рода гранатов!

Это произошло, видимо, потому, что слова «антракс» и «карбункул» в переводе с греческого и латинского означают «уголек». Черная болячка на теле похожа на уголек. Огненно-красные сверкающие пиропы тоже угольки, но тлеющие и пылающие. Кстати, слова «антрацит», «карбон», «карбид», «карбонарий» — того же корня. На Руси гранаты-пиропы тоже называли антраксами и карбункулами.

Слово «вениса» происходит от персидского «бенефисе» — «фиолетовый». Ученый-энциклопедист XI века указывал, что красный цвет граната не лишен фиолетового оттенка. «Бечет» или «бес бечета» восходит к арабскому названию граната-альмандина- «биджази».

Ученый схоласт средневековья Альбертус Магнус в 1270 году перевел слово «биджази» на латинский язык как «грана-тус», то есть подобный зернам. Действительно, тесно сросшиеся алые кристаллы очень напоминают сочные зерна плода «финикийского яблока» — граната.

Пироп-гранат — это камень любви, гнева, пламени, страсти. Он отгоняет печаль и приносит радость владельцу. Так думали в старые времена. Приведем отрывок из повести А. И. Куприна «Суламифь»: «Вот анфракс, священный камень земли Офир, — говорил царь. — Он горяч и влажен. Погляди, он красен, как кровь, как вечерняя заря, как распустившийся цвет граната, как густое вино из виноградников энгедских, как твои губы, моя Суламифь». В известном рассказе того же автора «Гранатовый браслет» описывается золотой браслет, сплошь покрытый красными гранатами, среди которых возвышался зеленый:

« Это весьма редкий сорт граната — зеленый гранат. По старинному поверью, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти».

Европа узнала впервые камень гранат, как и многие другие самоцветы, благодаря крестоносцам, которые привезли их из стран Ближнего и Среднего Востока. В моду изделия с гранатами вошли в период расцвета романтизма. Ювелиры того времени часто изготовляли подвески в виде сердец, соединенных мелкими гранатами. Были модны кольца с гранатами, броши, крестики, подвески в виде четырех листочков клевера.

В 1821-1823 годах немецкий писатель и минералог И. В. Гете отдыхал в местечке Мариенбад. Там, в Западной Чехии, на известном горноклиматическом курорте, он страстно влюбился в очаровательную 18-летнюю девушку Ульрику фон Левецов.