Способности обезвоженного гипсового порошка

Способность обезвоженного гипсового порошка каменеть от воды породила многие легенды в литотерапии.

В старинном лечебнике «Вертоград» говорится о том, что «камень утробу кровавую вяжет и пот лишний уймет, «естеством истребляет волгл ость внутреннюю», останавливает кровотечения из носа. В XIII веке башкиры широко применяли гипс в качестве присыпки при ранениях — «от поруба и порчи членов».

«Каменный жир» — так называли древние китайцы гипс. Его широко использовали при нагноении ран как одно из наиболее эффективных обезвреживающих и антитоксичных средств. В средневековой тибетской медицине считалось, что гипс можно употреблять при лечении селезенки, болях в желудке и кишечнике, при засорении желудка «желтой желчью», выведении камней из мочевого пузыря, для предохранения от простуды, если обсыпать гипсом голову. В белизне и чистоте гипса древние видели символы чистоты, непорочности, скромности. Недаром этому камню дали имя Богоматери Марии — «стекло Марии», переименованное потом в «дамский лед».

Вместе с медом и содой гипс являлся обязательным составляющим при изготовлении древними египтянами специальных мазей, которые использовались для поддержания упругости тела.

В Древнем Египте высококачественный гипс-алебастр шел для изготовления специальных четырех высоких сосудов-канопов, в которых помещали внутренности покойного, вынутые при его бальзамировании. В канопах были тщательно вырезанные крышки в форме голов сыновей бога солнца Гора (павиана — Хапи, человека — Амсет, сокола — Кебексенуф, шакала — Дуамуте).

До недавнего времени у башкиров бытовало поверье, что крупные выходы (обнажения) гипса на Южном Урале обладают таинственной магической силой — производят после соприкосновения к ним дождь и гром. Такие места огораживались, чтобы скот случайно не прикоснулся к ним и не призвал на головы своих хозяев ненужные осадки и небесные громы.