Гагат — мудрость предков

«Черный, как безлунная ночь» — так образно назвал эту особую разновидность ископаемого угля В. А. Супрычев, известный геолог и популяризатор самоцветов.

«Этот камень, — писал узбекский ученый Аль-Бируни, — не принадлежит к числу драгоценных камней, и бусы из него — самые низкосортные, так что их надевают на шею ослам. Поперсидски он называется «шаба»; этот камень густо-черного цвета, глянцевитый и очень мягкий и легкий; он горит в огне; когда его нагревает солнце, то от него исходит запах нефти». Великий азиатский мыслитель, написавший эти строки около тысячи лет тому назад, недооценил красоту гагата.

Нынешние ученые часто включают эту горную породу в минералогические справочники, давая таким образом понять, что роль гагата достаточно высока не только в декоративно-прикладном искусстве, но и в ювелирном деле, где используются многие самоцветы. Гагат признан одним из самых привлекательных камней. Его используют ювелиры таких всемирно известных фирм, как Картье, Бушерон и другие. При этом стоимость их ювелирных изделий достигала десятков, а иногда сотен тысяч долларов.

Всемирную славу имеют гагатовые мундштуки и курительные трубки. Ими владели такие знаменитые люди, как писатели Илья Эренбург, Жорж Сименон, а из политиков — Уинстон Черчилль.

Академик А. Е. Ферсман писал о самоцветах черного цвета: «Природа скупо одаряет нас черными камнями, и лишь немногие из них привлекают наше внимание бархатистым или сверкающим блеском… В черном камне тона траура и смерти сочетаются со сверкающим блеском света и жизни». Такое интересное обстоятельство давно замечено ювелирами. Ни один из драгоценных камней так хорошо, как гагат, не оттеняет сверкающих всеми цветами радуги бриллиантов. Это и понятно, поскольку белое всегда превосходно смотрится на фоне черного. Не устояла перед чарами искусства родная сестра Фиделя Кастро Хуана, купив у знаменитого ювелира Симена Шеппса (США) браслет из гагата, бриллиантов и горного хрусталя. Необычайно эффектны фигурки животных, вырезанные из гагата, либо в сочетании с другими самоцветами. Вот что пишет об увиденном во Вьтнаме известный геолог В. П. Петров: «Нам довелось увидеть блестящих вороных коней с расширенными ноздрями, стройными телами, тончайшими ногами. Меня, признаться, поразило, что этот вьетнамский гагат может стать таким крепким: ноги в несколько миллиметров в поперечнике удерживали довольно крупное туловище (высота лошадей до холки составляла 15-20 см). Показали нам и львов с полированными спинами и лишь слегка подшлифованной гривой, что выглядело очень натурально».

Мало кому известно, что в «изобретении» фиги (в простонародье кукиша) именно гагат сыграл основную роль. После захвата Испании в X веке язычниками-маврами страну охватило повальное увлечение магией и колдовством. Одним из главных талисманов того времени стала… фига! Местные жители часто обзаводились черным гагатом астурийского происхождения. Мавры виртуозно вырезали из него небольшой человеческий кулак, в котором большой палец зажат между вторым и третьим пальцами. Полученная подобным образом фига (кукиш) считалась превосходным оберегом от болезней и всякой нечисти. Многие верили в то, что, положив фигу из гагата в карман, можно надежно защитить себя от домогательств кредиторов, злых жен и пр. Отсюда, к слову, родилось и выражение «Держать фигу в кармане».