Гиацинт — символ удачи

Известный минералог М. И. Пыляев в своей книге «Драгоценные камни» так характеризуют минерал гиацинт: «Гиацинт. Благородная разновидность циркона. Гиацинт прозрачный, блестящий камень красно-оранжевого, желто-оранжевого, малиново-оранжевого или коричневого цвета; встречается также бесцветным. Последнее качество получается также и искусственно, посредством прокаливания минерала. Химический состав циркона и гиацинта: Z202, Si02.

Кристаллическая система его тетрагональная, тверд. = 7,5; уд. в = 4,4 до 4,7. Местонахождения в Трансильвании, Богемии, Пруссии, Франции и у нас (в России — В. П.) в окрестностях Миасского завода в Ильменских горах, где встречаются самые крупные кристаллы, которые, однако же, не употребляются на огранку, подобно мелким, нередко совершенно прозрачным кристаллам.

Самого высокого качества гиацинт получается из Ост-Индии и с острова Цейлон, где он встречается в золотых россыпях отдельными зернами. Из платиновых россыпей Бразилии также добывается хороший гиацинт, весьма пригодный для шлифовки. Лучшие вставки гиацинта малинового цвета карата в четыре весом ценятся не дороже 30 рублей, а в один карат не более 5 рублей (имеются в виду деньги царской России — В. П.).

Высокого цвета гиацинты иногда продаются за шпинель и рубин, а хорошего цвета эссонит (гранат) нередко сбывается продавцами тоже за гиацинт, с которым он имеет большое сходство.

В тридцатых годах нынешнего столетия (XIX век) на гиацинты была большая мода и за них платили втрое дороже нынешних цен. Но в XV и XVI столетиях их ценили еще дороже. Так, в одной из испанских комедий XVI века соч. Лопе де Веги герой говорит: «Трать мое богатство на гиацинты, жемчуг, кораллы и золото ».

Некоторые ювелиры называют гиацинт цейлонским жаргоном. Но собственно цейлонским жаргоном называется один только бесцветный гиацинт, ограненный бриллиантовыми фасетами. Существуют также зеленоватые и совершенно фиолетовые гиацинты.

В древности название «гиацинт» применялось к голубым камням. Плиний Старший писал в «Естественной истории», сравнивая гиацинт с аметистом: «От этого камня (аметиста — В. П.) резко отличается гиацинт, хотя по цвету они и похожи. Наибольшее различие состоит в том, что яркий фиолетовый цвет, который столь блистателен у аметиста, у гиацинта разбавлен».

В средние века гиацинтами начали называть различные по химическому составу камни преимущественно желтого цвета.

Древнее употребление названия «гиацинт» (для голубых камней), пожалуй, более убедительно, поскольку соответствует этимологии данного слова.

Hyacinthos — так древние греки называли цветок гиацинт. Прилагательное, образованное от этого слова, обозначало темно-синий, фиолетовый, пурпурный цвета.

Гиацинты упоминаются в «Илиаде », когда Зевс на горе Ида (в Малой Азии, близ Трои) заключил в могучие объятия свою супругу Геру.

Быстро под ними земля возрастила цветущие травы. Лотос росистый, шафран и цветы гиацинта густые, Гибкие, кои богов от земли высоко подымали.

В данной поэме гиацинт уподобляется лотосу и приобретает космогоническое значение: священный брак богов, который несет плодородие земле, повторяет (в мифологическом пространстве времени) акт миротворения. Несложно заметить в этом случае родство гомеровского стиха с египетскими и индуистскими космогоническими мифами (боги на лотосе). Миросоздающий акт, необходимый для рождения «нового неба и новой земли », отражен и в « Откровении Иоанна Богослова». У Иоанна Богослова это уже не цветок, а драгоценный камень. Он, как и гиацинт в «Илиаде», составляет неотъемлемую часть некоего священного основания, священного престола.

С цветком гиацинта у греков связана красивая легенда о прекрасном юноше, сыне спартанского царя Эбала и любимца лучезарного бога Аполлона. Юношу звали Гиацинт.