Греческие старцы

Греческие старцы привозили в Москву четки, поэтому они назывались «греческими».

Патриарх Никон, грекофил, в богатстве и разнообразии молитвенных принадлежностей мог соперничать с царем. В Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, любимом детище патриарха, хранятся дорогие четки из янтаря в виде желтых граневых бусин, увенчанные равноконечным крестом. Там же есть четки из яйцеобразных бусин черного янтаря с пышной кистью из золотых нитей на конце.

Для четок, талисмана, амулета, украшений следует должным образом подбирать камни, которые могут оказать воздействие на характер и судьбу человека.

Многие народы на протяжении веков верили в целебные свойства камней. Эти поверья с древнего времени перешли в период средневековья и дошли до самых отдаленных уголков Европы.

Еписком Марбод Реннский в прологе к поэме «Книга о камнях» пишет: Ведомо всем, что искусству врачей пособляют каменья Из человеческих тел изгонять зловредные хвори; Ведомо также и то, что каменья бывают причиной Всяческих благ, дающихся тем, кто должно их носит. Пусть никого не удивит — сомнение здесь не уместно, — Что в драгоценных камнях волшебная кроется сила: В травах сила ведь есть, а в камнях она только мощнее.

Существовали всевозможные «лечебные» амулеты из самоцветов. В собрании Эрмитажа имеется такой амулет, датируемый П-Ш вв. Это резной сардоникс с углубленным изображением, так называемая инталия. На нем изображен летящий Персей с мечом в правой руке и с головой Медузы в левой. На тыльной стороне камня вырезано по-гречески заклинание: «Убегай, подагра, тебя преследует Персей!». Древние греки верили, что камень с резным изображением крылатого Пегаса, рожденного из потока крови, хлынувшего из тела медузы, будучи подвешенным на шею коня, оберегает его от любых болезней. В коллекции Эрмитажа среди камней XIII-XIV вв. Южной Италии, Флоренции и Венеции есть резной сардоникс с изображением ветхозаветного «Медного змия» и надписью: «Кто на него посмотрит, тот спасется».

В Древней Руси изготовлялись талисманы из зеленой яшмы с красными крапинками гелиотропа. На одном из таких талисманов вырезаны человеческая голова с шестью змеями и надпись-моление об исцелении от болезней. Такие лечебные амулеты называли «змеевиками». В «Росписиокамениях» 1682 г. читаем «Камень яшма, в нем искра, что кровь смешалась».

Множество легенд и преданий дошло до нас о врачующих и охранительных свойствах самоцветов. «Лечебный эффект» их древние определяли по принципу аналогии между характером болезни и цветом камня. Подобное представление основано на латинском афоризме «подобное исцеляется подобным», сходным по смыслу с русским присловием «клин вышибается клином ». В мире самоцветов не было камня, который не наделяли бы определенным чудесным свойством или не считали бы лекарством от какой-либо хвори, начиная от ипохондрии и головной боли, заканчивая раком.

В названиях многих минералов отражена вера в их магические и целебные свойства. Название жадеита происходит от испанских слов «пиедрадажиада» — «почетный камень». Дело в том, что индейцы, живущие на территории Калифорнии, применяли его при лечении почек, а европейские лекари XVI в. рекомендовали прикладывать жадеит при болях в боку. Похожий на жадеит минерал нефрит в средние века служил тоже «надежным» талисманом при болезнях почек (по-гречески нефрос — почка). Твердые зеленые камни, чаще всего непрозрачные, ассирийцы назвали словом «яшму», персы — «яшм», греки — «наспис», что, возможно, означает «исцеляю». Древние связывали красоту камня с его якобы магической исцеляющей силой. Римский философ и врач Секст Эмпирик (ок. 200-250 гг.) рекомендовал для излечения некоторых недугов вырезать на яшме инициалы больного с тем, чтобы тот носил ее на шее.