Вера древних людей в магические и целебные свойства минералов

Вера древних людей в магические и целебные свойства минералов не мистика и не полнейший абсурд.

Вопрос о взаимосвязи неорганической и органической природы с давних пор волнует мыслителей. Древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н. э.) считал, что существует некий неподвижный и неизменный мир истинного «бытия» — мир идей, или эйдосов. Чувственные вещи, в том числе и минералы, — это тени мира идей. «Наши камушки, которые мы так любим, — писал Платон, — все эти опалы, сапфиры, изумруды и тому подобное являются частицами тех идей».

В Древнем Китае великий ученый Конфуций (551-479 гг. дон. э.), который, по легенде, вел происхождение от драгоценного камня, наделял камни, в частности нефрит, такими качествами, как ум, верность, праведность.

Выдающийся мыслитель Дени Дидро (1713-1784) полагал, что чувствительность — это всеобщее, универсальное свойство материи. В работе «Разговор Даламбера и Дидро» он развивал мысль о том, что и камни мыслят. На вопрос Даламбера о том, что если чувствительность является всеобщим свойством материи, причем ее существенным свойством, то необходимо предположить, что и камень чувствует, Дидро ответил вопросом на вопрос: « Почему бы нет? ». Мысли такого рода встречаются и у современных естествоиспытателей. Блестящий знаток драгоценных и поделочных камней академик А.Е. Ферсман (1883-1945) с минералами разговаривал как с живыми существами. И не только разговаривал. Он, как отмечается в литературе, посвященной Ферсману, считал, что « минералы умеют прятаться от взгляда человека, а в ответ на обиду меняют окраску».

По мнению материалистов, материя обладает свойством отражения. Под этим понимается способность материальных тел и систем воспроизводить в той или иной форме признаки, свойства и отношения воздействующих на них материальных объектов.

Оживление, персонификация, восприятие камней как живых существ нашло свое отражение в философских концепциях и в воззрениях естествоиспытателей.