«Храни меня, мой талисман»

Еще в древние времена человек наделял цветные камни особыми свойствами, верил в их чудодейственную силу. Считали, что самоцветы могут принести счастье, почести, победу, сохранить красоту, здоровье, оказать помощь в любви, торговле, охоте, уберечь от кораблекрушения, землетрясения и прочих стихийных бедствий. Д. Н. Мамин-Сибиряк в рассказе «Самоцветы» писал: «Самоцветный камень, отливающий разными цветами радуги, казался человеку той каплей, которая концентрировала в себе интенсивные краски южной природы, глубокую синеву неба и горячий блеск солнца… Самоцвет является чем-то таинственным, и около него сложилась густая сеть легенд, поверий и сказок, дошедших до наших дней».

Близкое знакомство с народными преданиями и мифологией значительно расширяет кругозор, помогает проникнуть в самую суть бытия и самосознания предков, доставляет нам художественно-эстетическое наслаждение.

В старину у многих народов был распространен язык не только цветов, но и драгоценных камней. Сохранился текст греческой рукописи IV в. до н. э. В нем перечисляются камни-амулеты мореплавателей: «Гранат, халцедон, горный хрусталь, аквамарин, агат, коралл и гагат. Каждый из них охранял от ветра и гибельных волн, спасал от гибели в морской пучине. В средние века считалось, что берилл делает человека общительным и веселым, причем данные качества передаются по наследству. Халцедон поможет истцу выиграть судебный процесс, гиацинт снимет переутомление, принесет удачу в торговле, малахит отведет зло, агат защитит от опасностей и продлит жизнь, серпентин (змеевик) спасет от смертельных укусов змей.

На камнях вырезали символические изображения, которые усиливали их магические качества: на аметисте — медведя, на берилле — лягушку, на сапфире — барана, на халцедоне — всадника с копьем.

Халдеи, вавилоняне, ассирийцы глубоко верили в силу камней-талисманов (по одной версии, талисман — от арабского «хамалет» — «мираж», «волшебнаякартина», подругой — от позднегреческого «телесма» — «посвящение, чары») и амулетов (по одной версии, амулет — от арабского «хамалет» — «подвеска», подругой — от латинского «амулетум» — «оберег»), спасающих от разного рода бед и опасностей, которые подстерегают человека на его жизненном пути.

Ни один из народов не обошелся без веры в магическую силу талисманов, амулетов, камней.

В древности люди считали, что жизнь — это дух, дыхание, душа. Душу представляли существом свободным, которое может выскользнуть из тела. Чтобы душа не ушла из тела самовольно, ее следовало в нем надежно закрепить, например привязать. Возникли амулеты в виде повязок-узлов. Их привязывали в тех местах, где душа проявляется видимо для глаз и ее можно узнать по биению пульса: на шее, руках и ногах, на висках. Среди магических украшений самое большое распространение получили ожерелья, браслеты на руках и ногах, кольца, перстни, короны. Люди пришли к выводу, что они оказывают препятствие выходу души из тела, могут помешать войти в него представителям нечистой силы. Ожерелья, браслеты, кольца, перстни начали использовать в качестве амулетов против демонов, ведьм, злых духов.

Погребальные обряды некоторых народов предписывали снимать с умершего кольца, чтобы они не смогли помешать душе покинуть бренное тело. Если человек обращался за помощью к оракулу, то он обязан был снять кольца.

Римскому жрецу Юпитера обычай запрещал носить кольцо, если оно не сломано. Данное правило указывает на страх перед тем, что свобода передвижения могучего духа, воплощенного в жреце, будет сильно стеснена духовными и телесными оковами, которыми является кольцо.

На раннем периоде истории человечества, когда украшения выполняли роль оберега, не существовало деления на мужские и женские украшения. И мужчины и женщины носили ожерелья, серьги, браслеты, кольца.

Автор «Слова о полку Игореве», описывая кончину полоцкого князя Изяслава, пишет: «…изрони жемчужину души из храбра тела чрез злато ожерелье».