Начальный этап формирования нового художественного языка

Начальный этап формирования нового художественного языкаК середине 1960-х годов завершился начальный этап формирования нового художественного языка в ювелирном искусстве СССР. За это время определился диапазон выразительных средств.

Главную роль отводили предметной форме, что стало первым шагом к восприятию украшения как пластического объекта.

Это позволило создать открытую структуру, способную организовать своё собственное пластически активное пространство.

Отношение к украшению, как к декоративной детали костюма, становилось неприемлемым для художников-ювелиров.

Начиналось его переосмысление, как самостоятельной предметной формы, способной пластически взаимодействовать с формами человеческого тела.

Осуществление этой задачи в полном объёме произошло лишь в 1970-х годах, когда созрело новое поколение художников-ювелиров.

Именно в их работах завершился переход от плоскостно-орнаментальной формы традиционного ювелирного украшения к объёмной предметной форме.

Советская ювелирная промышленность в то время вела своеобразный диалог с новейшими общеевропейскими художественными течениями.

Особенно это касается функционализма.

В частности, в качестве визуальной основы для декорирования решёток, тканей и брошей (В. Поволоцкая: брошь «Полярная», Ленинград, 1959 г.) неоднократно использовалась орнаментально-графическая схема голландца Пита Мондриана.

Отечественным ювелирам в начале 1960-х годов, пожалуй, не удалось избежать творческих заимствований.

Да и вряд ли могло быть по-другому.

Умозрительный характер освоения мирового художественного наследия во многом объяснялся задачей «наверстать» упущенное.

Чтобы наши художники добрались до реального переосмысления взглядов на ювелирное искусство, требовалось время.

Это стало возможным лишь на рубеже 1960-70-х годов.

Декларированная государством программа «искусство в быт» не оправдала себя в качестве организующего начала, так как промышленность страны не была готова к практическому использованию творческого потенциала художников.

Центр творческой активности сместился в сторону уникально-выставочных произведений, открывших перед их создателями чрезвычайно широкие возможности для «самовыражения».

Большую роль в этом сыграла выставочная политика.

Помимо зональных и сезонных экспозиций, появились регулярные — например, «Советская Россия».

Значительно возросло число выставок, приуроченных к событиям и датам в общественно-политической жизни страны.

Декоративно-прикладному искусству освоение художественного языка давалось с трудом и часто с потерями.

Особенно это касается ювелирного дела — в силу его изначальной зависимости от традиционно-утилитарной сферы.

Собственно эстетическое не всегда оказывалось тут на первом месте.

Поэтому ювелирное искусство, несмотря на свою потенциально высокую творческую активность в начале 1960-х годов, отставало от автономных, более прогрессивных видов творчества.

Но именно здесь лежала граница, разделявшая «новые» и «новейшие» эстетические принципы.

Шестидесятники.

Художникам-ювелирам 1960-х годов пришлось приспосабливаться к новым формам существования.

Критика тех лет, как правило, оперировала двумя основными терминами — «тенденция к декоративности» и «тенденция к станковизации».

Оба они, по сути, свидетельствовали об отказе от идеи обязательной функциональности художественной части предметного мира, о независимости форм и декора изделия от его первоначального предназначения, об определённой тяге к изобразительности.

Категория красоты в авторских ювелирных украшениях наполнилась принципиально иным содержанием.

Она была концептуальна в условиях выставочной уникальности.

Авторское ювелирное искусство распадалось на национальное и общеевропейское, в русле каждого из этих течений существовали отдельные творческие группы.

Внутри таких групп эстетические принципы, исповедуемые различными её членами, могли удаляться друг от друга или, наоборот, сближаться до полного совпадения.

Но, в любом случае, никакого особенного художественного диктата тут не было и в помине.

Одной из наиболее популярных тенденций в те годы была традиционалистская.

Пережив почти полное забвение в первой половине века, национальная традиция вновь заинтересовала многих художников.

Этому поспособствовал с размахом проведённый Международный фестиваль молодёжи и студентов.

Однако не стоит сбрасывать со счетов и общего подъёма национального самосознания в СССР, характерного для эпохи «оттепели».