Образ времени

Образ времениЮвелирное искусство и создание художественного оружия — наиболее динамично развивающиеся направления в современном прикладном искусстве России. Общность этих видов обусловлена как едиными истоками их возникновения, так и теснейшей связью на протяжении долгих тысячелетий истории их существования.

В прикладном искусстве ювелирные изделия и художественное оружие являются древнейшими видами человеческого творчества.

Произведения ювелиров и оружейников объединяет единство материалов и техник декоративного оформления.

Когда-то, на заре искусства, первые ремесленники заложили базовые техники художественной отделки — полировку, гравировку, резьбу и инкрустацию.

Второй ступенью развития прикладного искусства стало умение сочетать в одном предмете разные материалы и техники для достижения наибольшего художественного эффекта.

Раньше, чем все другие художники, оружейники и ювелиры освоили металл.

С бронзового века он стал главным материалом в оружейном и ювелирном искусстве.

Появились новые техники — ковка, литьё, насечка, оброн, канфарение и таушировка, травление, чернь, скань, зернь…

Совершенствуя приёмы обработки металла, мастера использовали для декоративной отделки изделий камни, костяные и деревянные вставки.

Навыки предшественников не пропали даром.

Современное прикладное искусство стоит на очень прочном и древнем фундаменте, и сегодняшнее авторское творчество невозможно без знания традиций.

Кроме материала и техник его обработки, у ювелирных украшений и художественного оружия всегда была ещё одна общая черта.

Это — тесная связь с человеческим «я». И ювелирные изделия, и оружие испокон веков были символами и мерилами положения человека в обществе.

Такая особенность данного вида прикладного искусства заставляла его особенно бурно развиваться и изменяться под воздействием исторических событий и социальных преобразований.

Сначала украшения и оружие указывали на принадлежность человека к определённой родовой, племенной, этнической группе.

Потом, с появлением государства, они выражали его положение в классовой иерархии.

Во многих культурах и цивилизациях владение предметами ювелирного искусства и оружием, особенно художественным, было позволено только представителям высших сословий — аристократам, жрецам, военачальникам, крупнейшим купцам.

Диадемы, гривны, браслеты, перстни, а также сабли, мечи, кинжалы и шпаги с богатой отделкой многие века служили знаками господствующего положения человека в обществе.

До середины XIX века все произведения ювелирного и оружейного искусства делали поштучно.

Круг заказчиков был ограничен, профессии ювелира и оружейника относились к элитарным, требовали многолетней подготовки.

Истинных мастеров было немного, но их известность распространялась далеко за пределы того места, где они жили и работали.

Это обеспечивало им постоянные заказы от богатых и высокопоставленных клиентов.

Даже появление регулярных армий и массового строевого оружия не смогло искоренить практику изготовления парадного, наградного и подарочного оружия для избранных персон в одном-единственном экземпляре.

Каждый предмет, сделанный художником-ювелиром или оружейником, был не только функциональной вещью, но и уникальным произведением искусства.

Он принадлежал конкретному человеку, был его визитной карточкой и отражал его личные вкусы и пристрастия.

Во второй половине XIX века, когда стало складываться индустриальное общество, художники-ремесленники оказались в сложном положении.

Необходимо было по-новому осмыслить пути развития ювелирного искусства и создания художественного оружия.

В условиях стремительного распространения фабричного производства художники пытались сохранить эксклюзивную значимость авторского произведения без ущерба для его назначения.

Кроме того, уникальные произведения должны были быть конкурентоспособными, чтобы их не вытеснили вещи, которые производятся в промышленном масштабе.

Вырождение дворянского сословия, представители которого особенно ценили индивидуальные вещи, передававшиеся из поколения в поколение и сами становившиеся символом рода, сказалось и на снижении уровня требовательности заказчиков к исполнителям.

Возникла реальная угроза уничтожения штучного произведения прикладного искусства и замены его серийными вещами с декоративным оформлением.

Они остаются узнаваемыми в функциональном, историческом и художественно-стилевом плане, но, обезличившись, превращаются в простой рыночный товар, подрывающий саму сущность искусства ювелиров и оружейников.

Не только творческие люди могли превратиться в изгоев общества, но и обычный человек, потребитель, лишался последних предметов, хоть как-то выражавших его индивидуальность.

Вместо них ему доставались лишь вещи «как у всех», то есть — ничьи.