Виды декоративных искусств

Виды декоративных искусствВ творчестве Наталии Гаттенбергер привычные формы ювелирных украшений отходят на второй план. Они уступают место композициям, где скульптурные средства становятся определяющими.

Нередко в своих произведениях Н. Гаттенбергер проявляет очевидный интерес к традиционным художественным стилям.

Но даже в этом случае она не отступает от современных тенденций, самостоятельно осмысляя принципы взаимодействия предметной формы и пространства.

В других видах декоративного искусства критика в те годы также отмечала влияние исторических стилей, подчёркивая при этом их творческое переосмысление художниками.

Опыт минувших эпох помогал советским ювелирам находить современные выразительные средства.

Совершенно новый приём пластического решения использовала Н. Гаттенбергер в серии украшений с палехскими миниатюрами (гарнитур «Русская красавица»).

Работа началась в начале 1970-х годов по инициативе секретаря Союза художников РСФСР Светланы Бескинской.

К ней были привлечены Лилия Ситникова, Александр Голиков и ряд других мастеров.

Большинство из них использовали традиционную ажурную оправу, выполненную в технике скани (брошь «По улице мостовой», 1973 г.; гривна «Лесная сказка», 1975 г.; ювелир Л. Ситникова, миниатюрист Р. Смирнова).

В броши для галстука «Пряха» (1972 г.; ювелир А. Голиков, миниатюрист Р. Смирнова) было применено не менее традиционное цепочечное плетение.

Живописная миниатюра здесь лишь заменила каменную вставку.

Н. Гаттенбергер не захотела вступать в соперничество с художниками-миниатюристами в том, что касается тонкости и изящества.

Но она попыталась через пластику формы обобщить сюжетную канву миниатюры.

Это позволило достичь целостности образа и создать декоративно-выразительную форму.

По отношению к творчеству многих ювелиров 1970-х годов термин «стиль ретро» справедлив в полной мере.

Так, обращение к классическим стилям стало главной темой творчества Инессы Бешенцевой.

Вдохновлённая барочными мотивами, она создаёт в 1974 году парюры «Аметистовый» и «Весна».

Свободная авторская манера сделала эти произведения яркими, броскими, но несколько театральными, так как при сотворении образа проблема пластического взаимодействия с пространством оказалась отставлена в сторону.

Среди произведений ленинградской художницы Татьяны Макиевской тоже есть серия «по мотивам барокко».

Она выполнена в технике свободной чеканки (брошь «Букет», 1975 г.) замкнутая в сканую оправу «Верёвочка» и брошь «Весна» (1975 г.). В конце этого десятилетия Общесоюзный дом моделей одежды пригласил к сотрудничеству художников-ювелиров для подготовки коллекции, предназначенной к показу в Лондоне и Париже.

Для ювелиров это явилось исключительной возможностью проверить на практике эстетические принципы ансамблевой композиции предметных форм и увидеть их в реальном сочетании с модной одеждой.

В советском ювелирном искусстве в это время шёл процесс нащупывания связей между украшением и человеком.

Часть ювелиров перенесла свой творческий интерес с пространства вообще на конкретный объём в пространстве — на «живую скульптуру».

Завершающая фаза неоисторизма логически подготовила возрождение скульптурно-пластического жанра.

В 1982 году в выставочном зале Ленинградского отделения Союза художников состоялась первая Экспериментальная выставка произведений ленинградских художников-ювелиров «Ювелирная пластика».

Мастера, чьи работы образовали ядро экспозиции, представили публике произведения, не являвшиеся украшениями и не выполнявшие какую-либо привычную утилитарную функцию вообще.

Через несколько лет после первой выставки в Ленинграде тема ювелирной пластики зазвучала и в произведениях московских художников на экспозициях во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.