В последней четверти XX века произошла переориентация в выборе типов украшений. Бусы, кулоны, колье, браслеты из звеньев, орнаментальные по своей природе и не имевшие чёткой пластической формы, отступили перед более «скульптурными» ювелирными изделиями.
Вернули себе былую популярность почти забытые к тому времени шляпные заколки и гребни.
Но сильнее всего преобразования затронули кольца, браслеты и серьги.
Земпер отметил разнообразие связей украшений с человеком.
В них немецкий архитектор и теоретик искусства видел часть «космического единства разнообразия».
Правда, говоря об украшениях, он имел в виду не только собственно ювелирные изделия, но и одежду, причёски, цветочные венки.
Размышляя о том, как те или иные украшения раскрывают образ человека и определяют его положение в пространстве, Г. Земпер разделил их на три класса.
«Подвески», считал он, показывают положение человеческой фигуры по отношению к земле, то есть осанку.
«Кольцевые» предметы подчёркивают пропорциональность форм.
«Украшения направленные» выявляют характер движений.
За минувшие полтора столетия украшения заметно преобразовались благодаря непосредственному контакту с человеческой фигурой.
Видоизменение коснулось практически всех видов ювелирных изделий, что стало убедительным свидетельством формирования нового образно-пластического языка.
В российском ювелирном искусстве последней четверти XX века формы и конструкции привычных типов украшений построены на гармонии и конфликте с формами человеческого тела.
Рождение художественного образа происходит из их взаимодействия, что и позволяет назвать новую систему образно-пластической.
В этом заключается одна из характерных особенностей нового отечественного ювелирного искусства.
Современные ювелиры всё больше отходят от излишнего декора, всё чаще отдают предпочтение чистой форме.
Эта тенденция особенно заметна в кольцах Феликса Кузнецова и Владимира Гончарова.
Некоторая сухость геометрических форм выявляет конструктивный характер композиции.
Но конструктивность эта особая, пластическая, подразумевающая не столько проектирование формы, сколько взаимодействие украшения с телом человека.
В этих произведениях «сформулированы» почти все основные эстетические принципы нового направления: пластическое соответствие человеку, синтетичность системы «человек-украшение», максимальная чистота и архитектоника форм.
Ясная конструктивность мышления, характерная для этого стиля, отсылает нас к формотворческим поискам XX века — например, к цветовой геометрии голландского художника Пита Мондриана или мобилям американского скульптора Александра Колдера.
Наиболее значительную модернизацию предметной формы испытали кольца.
Этот вид украшений особенно зависит не только от пластических, но и от кинетических свойств «живой скульптуры».
В середине 1980-х годов традиционные формы украшения, надевающегося на палец в виде металлического кольца или перстня с камнем, в авторском ювелирном искусстве ушли в небытие.
Неожиданная композиция из двух колец «Ночка» и «Облако» (1985 г.) Татьяны Балтро представляет собой плоские экраны бесцветного и зеленовато-чёрного прозрачного акрила.
Свет, проходящий сквозь них, играет тенями, отброшенными на руку.
Эти тени соединяют плоскостную структуру украшения с объёмной структурой человека в живую пластическую композицию, ежесекундно изменяющуюся словно своеобразный перформанс.
Ювелиры конструктивно-пластического направления в эпоху хай-тек черпают образы не в природных, а в абстрактных формах математических фигур, воплощая их в материале средствами графики, строя объём на взаимодействии плоскостей.
Обращение к математике (образ) и графике (средство) — не просто желание поставить рядом разные области знаний и исследований, а стремление к взаимопроникновению, к органическому порядку, к общему знаменателю.
Законы и формулы математики и графический язык, применённые в ювелирном искусстве, служат построению некой новой реальности, созданию художественного образа времени.
Эта тенденция быстро развивается со второй половины 1980-х годов.
Пластическая декоративность серии колец «Квадратура круга» Владимира Позднякова разрешается на основе топологических свойств геометрических фигур.
Каждая из композиций, взаимодействуя с человеком, по-своему завершает художественный образ.
Графическая основа отчётливо просматривается в серии колец Николая Ежкина «Воздушные пути».
Многогранный образ эпохи воплощён в композиции с пронзительной точностью.
Серия состоит из трёх колец-объектов в виде неправильного треугольника с двумя прорезями для пальцев.
Кольца на всю кисть впервые встречаются в русском ювелирном искусстве в конце 80-х годов XX века.
Динамический характер придают и декоративные разделки — щелевидные отверстия и перфорированный орнамент.