Галерея авторского оружия

Галерея авторского оружияМосковская Галерея авторского оружия «Русские палаты», созданная в 1994 году, выражает своё творческое кредо в обращении к историческому наследию не только русской оружейной культуры, но и стран Запада и Востока. Задачей мастеров становится создание художественного оружия через обобщающие, узнаваемые черты того или иного оружейного искусства.

Именно поэтому в качестве исторических прототипов используется широкий выбор легендарных образцов оружия — характерный египетский кинжал, скифский акинак, иранский шамшир и восточный бебут, русская сабля и японская катана.

Автор этих произведений — художественный руководитель Галереи Андрей Аксёнов.

Каждая из его работ — это результат внимательного изучения исторических памятников.

Создание многочисленных эскизов, составление технологического плана всех видов операций и кропотливый труд мастера, который посвятил оружейному творчеству более двадцати лет. Имя Андрея Аксёнова широко известно не только в качестве исключительного художника, владеющего всеми оружейными операциями, неподражаемого резчика по металлу, ветерана современного оружейного творчества.

Его произведения — это выражение своеобразного мышления, позволяющего создавать современные обобщающие образы-символы исторических образцов и в то же время умело и тонко подчёркивать их узнаваемые, знаковые детали.

В своих работах он не ограничивается только художественным решением изделия.

Перед творческим коллективом в каждом случае ставится задача воспроизведения конструктивных и технологических особенностей разного вида оружия.

Особое внимание уделяется сохранению его функциональности, что достигается благодаря высокому качеству исполнения всех частей и элементов оружия, конструктивными расчётами и правильно найденными пропорциями, которые, в свою очередь, дополняются авторским выбором декоративного решения и художественно-техническими приёмами.

Эта своеобразная творческая программа опирается на исторический прецедент: мастера Оружейной палаты Московского Кремля в XVI-XVII веках, знакомясь с уникальными образцами оружия, поступавшего к царскому двору, брали их для копирования или повтора и таким образом учились на достижениях мирового опыта.

Основная составляющая любого вида холодного оружия — это клинок.

Не случайно в XVII веке — в период расцвета московского оружейного искусства — мастера уделяли большое внимание качеству клинков, технологии их производства и металлу, из которого они были сделаны.

В то время в Оружейной палате для дорогих образцов оружия изготавливали разнообразные дамасские клинки или, как их называли, «демешковые».

Причём, могли повторить «турецкий БЫКОВ», «кизылбашский выков», «угорский» или исполнить «МОСКОВСКИЙ Быков».

Работали оружейники и с булатом, давая ему своеобразную классификацию — «синий булат», «красный булат».

Продолжая традиции старейшей в России московской оружейной школы, Галерея «Русские палаты» разработала специальную программу кузнечного дела, что позволило все изделия Галереи снабжать дамасскими и булатными клинками.

Особый интерес вызывают работы по исторической реконструкции получения булатной стали, в основе которой лежит метод Павла Аносова.

Этим важным участком руководит Игорь Толстой — профессиональный технолог, металловед, много лет проработавший вместе с Вячеславом Басовым и накопивший огромный омыт в области экспериментальных практических разработок булатной стали.

Дамаском называют такую сталь, в которой способом кузнечной сварки соединены разные сорта стали и железа.

Получение настоящего качественного Дамаска, обладающего особой прочностью и стойкостью на удар и изгиб, — это вершина кузнечного мастерства.

За последние два десятилетия появилось огромное разнообразие Дамаска.

В этих работах участвуют мастера, располагающие достаточными знаниями по металловедению, современным технологиям и оборудованию, что позволяет получить металлические композиты высокого качества.

В результате даже возникла путаница между технологиями настоящего исторического Дамаска и современными композитами, произведёнными на основе порошковых сплавов на установках с вакуумной прокаткой.

Применение этих новых технологий позволяет достигать эффекта красивой узорчатой поверхности, но современные композиты не имеют отношения к историческим дамаскам, в каждом случае индивидуально сработанным кузнецом.

Те же проблемы существуют и в работе с булатной сталью, имя которой окружено красивыми легендами и тайнами.

Не известно, умели ли прославленные московские оружейники XVII века отливать булат, или только отковывали привезённые с Востока булатные слитки или «вутцы».

Раскрытием в 1830-х годах тайны старинной восточной булатной стали и созданием русского булата прославился русский учёный-металлург Павел Аносов.

В отличие от Дамаска, булат — это литая высокоуглеродистая сталь, без существенных примесей, с ярко выраженной макро — и микронеоднородностью, проявляющейся на поверхности металла в виде узора.

В старину для мастера узор на булате являлся показателем твёрдости и прочности клинка, что дало возможность Павлу Аносову систематизировать древний булат по таким узорам — волнистый, сетчатый, коленчатый и прочие.

Сейчас, когда технология получения Дамаска широко освоена многими мастерами, булатная сталь по-прежнему остаётся редким, «элитным» металлом.

Настоящие ценители понимают, что старинный булат — это, скорее, историческое явление, связанное с определённой культурой производства того времени.

Мастера всё больше обращаются к новым современным технологиям, позволяющим получать высококачественные стали с теми же свойствами, что и булат.

В этой связи программа московской Галереи «Русские палаты», направленная на историческую реконструкцию метода Павла Аносова по изготовлению булатной стали, заслуживает особого внимания.

И теперь при создании практически всех изделий современного художественного оружия используются великолепные дамасские и булатные клинки, которые и сами становятся предметом коллекционирования.

Интерес к уникальным оружейным технологиям прошлого является одной из особенностей современного российского художественного оружия.

Именно этот интерес способствовал современному развитию всего художественного клинкового оружия.