Оружейное искусство

Оружейное искусствоОружейное искусство возникло в обществе воинов и охотников. Его эстетические ценности и идейные образы формировались среди людей, профессией которых была борьба за жизнь.

Долгие годы именно от их вкусов зависел внешний облик художественного оружия.

Украшение древнейшего оружия зачастую носило сакральный характер, а основные его сюжеты посвящались теме победы над врагом.

Постепенно сфера его применения расширялась.

Оно стало использоваться в парадном церемониале, на охоте, в наградной системе, на дуэлях, турнирах и спортивных состязаниях.

Оно являлось атрибутом офицерского мундира и парадного костюма, им оформляли интерьеры дворцовых усадеб и охотничьих замков.

Существовали особые правила украшения охотничьего снаряжения орнаментом.

По-своему отличались оформлением церемониальное, парадное, почётное оружие.

То же самое мы можем сказать о «клинках», предназначенных для дуэлей и турнирных состязаний.

Мечи, кинжалы, сабли, шпаги преподносили в качестве посольских даров и дорогих подарков, передавали из поколения в поколение как особо почитаемую реликвию.

Со временем каждый вид холодного оружия сформировал для себя определённую художественную систему.

Своеобразие искусства художественного оружия определялось его тесной связью с историей военного дела вообще.

В любом государстве на развитие оружейной отрасли обращалось огромное внимание.

В военном производстве находили применение передовые технологии и новейшие научные и технические разработки.

Достаточно рано стали появляться крупные производственные предприятия — с необходимым для производства разделением труда.

Здесь же, как правило, работали мастера, занимавшиеся украшением оружия.

Так было в XVII столетии в Москве, где в кремлёвских придворных мастерских существовало крупнейшее производство художественного оружия.

Так было в XVIII веке в Туле, где оружейники параллельно с заводским цехом на собственных небольших «фабриках» занимались «уборкой», то есть оформлением образцов.

Так было в XIX веке на Златоустовской фабрике, где изначально существовал специализированный цех украшенного оружия.

Производственный процесс при этом сочетал в себе преимущества машинного производства и уникальные навыки ручного ремесла.

Исстари в эту отрасль привлекались наиболее профессиональные кадры ремесленников.

И они постоянно совершенствовали своё мастерство, ибо этим мастерством, вообще говоря, определялась обороноспособность государства.

Именно для оружейной отрасли были характерны разделение труда и достаточно узкая специализация.

Например, в производстве холодного оружия принимали участие мастера ковки, закалки, заточки, полировки клинков, мастера резьбы по дереву и кости, мастера по изготовлению ножен, мастера-литейщики или мастера-слесари по изготовлению эфесов и оправ.

Такая специализация была распространена и при изготовлении художественного оружия.

Ни одно из ремёсел не требует от мастера столько разнообразных знаний и навыков владения разными художественными техниками, как искусство украшения оружия.

На разных этапах здесь использовались сталь, латунь, дерево, кожа, кость, рог, драгоценные металлы и камни и т. д. В работе с каждым из этих материалов умельцы прибегали к особенным приёмам обработки.

Например, для холодного оружия отдельным самостоятельным направлением стал этап создания и оформления стального клинка.

Иные навыки требовались при исполнении и оформлении ножен, рукоятей и оправ.

Специалисты, которые не только делали оружие, но и сами украшали его, были профессионалами высочайшего класса.

Их изделия имели черты законченного художественного произведения.

Даже когда ремесленные мастерские оказались полностью вытеснены «правильными» заводами и фабриками, имена оружейников-универсалов по-прежнему оставались гордостью любого оружейного центра, принося ему славу и известность.

Рассматриваемый нами вид искусства носил ярко выраженный прикладной характер.

Художники и оружейники украшали, оформляли и декорировали оружие, имевшее совершенно определённую функцию.

Это особенно чётко прослеживается в истории российского оружейного искусства.

Отчасти, это проявилось в том, что в России, в отличие от Европы, в оружейной отрасли не существовало понятия сувенирных изделий.

Даже при создании интерьерного оружия или театральных копий русские мастера стремились применять достаточно качественные материалы и техники, сохраняя функциональные качества данного предмета.

Когда в конце XIX века стихия «массовой культуры» захлестнула практически все виды декоративно-прикладного искусства, художественное оружие сохранило историческую индивидуальность и не пополнило собой ряд доступных утилитарных вещей и сувенирных безделушек.

Оружейная культура сохраняла свою «консервативность» и продолжала демонстрировать высокий уровень.

Примерами того служат нарядные подарочные злато-устовские топоры, украшенные в технике гравюры на стали, и строгой формы тульские ножи с густым тёмным воронением и синением, изготовленные в первые десятилетия XX века.