Оружейное искусство возникло в обществе воинов и охотников. Его эстетические ценности и идейные образы формировались среди людей, профессией которых была борьба за жизнь.
Долгие годы именно от их вкусов зависел внешний облик художественного оружия.
Украшение древнейшего оружия зачастую носило сакральный характер, а основные его сюжеты посвящались теме победы над врагом.
Постепенно сфера его применения расширялась.
Оно стало использоваться в парадном церемониале, на охоте, в наградной системе, на дуэлях, турнирах и спортивных состязаниях.
Оно являлось атрибутом офицерского мундира и парадного костюма, им оформляли интерьеры дворцовых усадеб и охотничьих замков.
Существовали особые правила украшения охотничьего снаряжения орнаментом.
По-своему отличались оформлением церемониальное, парадное, почётное оружие.
То же самое мы можем сказать о «клинках», предназначенных для дуэлей и турнирных состязаний.
Мечи, кинжалы, сабли, шпаги преподносили в качестве посольских даров и дорогих подарков, передавали из поколения в поколение как особо почитаемую реликвию.
Со временем каждый вид холодного оружия сформировал для себя определённую художественную систему.
Своеобразие искусства художественного оружия определялось его тесной связью с историей военного дела вообще.
В любом государстве на развитие оружейной отрасли обращалось огромное внимание.
В военном производстве находили применение передовые технологии и новейшие научные и технические разработки.
Достаточно рано стали появляться крупные производственные предприятия — с необходимым для производства разделением труда.
Здесь же, как правило, работали мастера, занимавшиеся украшением оружия.
Так было в XVII столетии в Москве, где в кремлёвских придворных мастерских существовало крупнейшее производство художественного оружия.
Так было в XVIII веке в Туле, где оружейники параллельно с заводским цехом на собственных небольших «фабриках» занимались «уборкой», то есть оформлением образцов.
Так было в XIX веке на Златоустовской фабрике, где изначально существовал специализированный цех украшенного оружия.
Производственный процесс при этом сочетал в себе преимущества машинного производства и уникальные навыки ручного ремесла.
Исстари в эту отрасль привлекались наиболее профессиональные кадры ремесленников.
И они постоянно совершенствовали своё мастерство, ибо этим мастерством, вообще говоря, определялась обороноспособность государства.
Именно для оружейной отрасли были характерны разделение труда и достаточно узкая специализация.
Например, в производстве холодного оружия принимали участие мастера ковки, закалки, заточки, полировки клинков, мастера резьбы по дереву и кости, мастера по изготовлению ножен, мастера-литейщики или мастера-слесари по изготовлению эфесов и оправ.
Такая специализация была распространена и при изготовлении художественного оружия.
Ни одно из ремёсел не требует от мастера столько разнообразных знаний и навыков владения разными художественными техниками, как искусство украшения оружия.
На разных этапах здесь использовались сталь, латунь, дерево, кожа, кость, рог, драгоценные металлы и камни и т. д. В работе с каждым из этих материалов умельцы прибегали к особенным приёмам обработки.
Например, для холодного оружия отдельным самостоятельным направлением стал этап создания и оформления стального клинка.
Иные навыки требовались при исполнении и оформлении ножен, рукоятей и оправ.
Специалисты, которые не только делали оружие, но и сами украшали его, были профессионалами высочайшего класса.
Их изделия имели черты законченного художественного произведения.
Даже когда ремесленные мастерские оказались полностью вытеснены «правильными» заводами и фабриками, имена оружейников-универсалов по-прежнему оставались гордостью любого оружейного центра, принося ему славу и известность.
Рассматриваемый нами вид искусства носил ярко выраженный прикладной характер.
Художники и оружейники украшали, оформляли и декорировали оружие, имевшее совершенно определённую функцию.
Это особенно чётко прослеживается в истории российского оружейного искусства.
Отчасти, это проявилось в том, что в России, в отличие от Европы, в оружейной отрасли не существовало понятия сувенирных изделий.
Даже при создании интерьерного оружия или театральных копий русские мастера стремились применять достаточно качественные материалы и техники, сохраняя функциональные качества данного предмета.
Когда в конце XIX века стихия «массовой культуры» захлестнула практически все виды декоративно-прикладного искусства, художественное оружие сохранило историческую индивидуальность и не пополнило собой ряд доступных утилитарных вещей и сувенирных безделушек.
Оружейная культура сохраняла свою «консервативность» и продолжала демонстрировать высокий уровень.
Примерами того служат нарядные подарочные злато-устовские топоры, украшенные в технике гравюры на стали, и строгой формы тульские ножи с густым тёмным воронением и синением, изготовленные в первые десятилетия XX века.