Шляпные заколки

Шляпные заколкиБулавки и заколки ног на что в конце XX иска обратили повышенное внимание. Скорее всего, они привлекли художников своей противоположностью основному течению, независимостью предметной формы от человека и, следовательно, большей свободой творчества.

Заколка — это экспрессивная пластически открытая предметная форма.

В ансамбле со шляпой она венчает пластическую структуру тела.

Одной из первых к теме шляпных заколок обратилась Ольга Кузнецова.

Несмотря на конкретность названий — «Блики» (1985 г.) или «Фазан» (1987 г.), — их композиции весьма условны.

Они выражают не конкретные художественные образы, а впечатления.

В конфигурации узла титановых лент можно угадать намёк на силуэт птицы с пышным и ярким оперением.

А нанизанные на стальную иглу костяные пластинки создают эффект динамичной игры бликов.

С большей откровенностью тема заколки, завершающей структуру «человек-украшение», раскрывается в абстрактных формах, где «сюжет» не отвлекает от эстетической функциональности.

Эту версию представляет комплект из заколки и броши Леонида Корнеева «Трансформация формы» (1985 г.). Динамику «развития» стремительно удлиняющейся формы подчёркивает дробный ритм насечек.

Ему вторит игра бликов, всё более беспокойная по мере сокращения формы.

С конца 4980-х годов художники ищут неординарные формы показа заколок: то на подставке, то подвешивая их, то раскладывая в витрине.

Заколки теперь напоминают другой «независимый» вид украшений — броши.

Их сближение ясно прослеживается и в художественном решении — заколки всё более тяготеют к плоскости.

Выставочная экспозиция тоже диктует свои условия.

Более компактными становятся предметные формы, объединённые в многопредметные, открытые, экспозиционно активные минипанно.

Организующим началом может быть общая тема, раскрывающаяся в нюансах в каждой отдельной форме, как в серии заколок Феликса Кузнецова «Догма, дезинформация, демагогия» (1988 г.), или принцип орнаментального соподчинения, как в композиции Сергея Боровкова-Куктенко «Ситуация заколок» (1989 г.). Конструктивную основу композиции Ф. Кузнецова определяет взаимодействие изогнутых поверхностей с плоскостью, что последовательно раскрывает смысл художественного образа.

Сила его — в соотнесённости входящих в композицию предметных форм.

Не связанные друг с другом напрямую, но объединённые одним композиционно-конструктивным принципом в ансамбле, они создают многогранный философский образ в контексте времени.

Орнаментально-конструктивную взаимозависимость предметных форм подчёркивает в своей композиции С. Боровков-Куктенко.

Ему особенно важна их органическая «сцепленность».

Каждая заколка логически продолжает другую в цветовом, фактурном, орнаментальном, пластическом решении и потому не может существовать отдельно.

На примере творчества этих художников можно увидеть, как развивается ансамблевый принцип ювелирной архитектоники как художественной системы.

Основы его были разработаны советскими ювелирами в 1970-е годы: единство тематики, пространственно-пластического или орнаментально-конструктивного решения и соподчинённость предметных форм композиции.

Брошь вообще оказалась чрезвычайно популярна в 1980-е годы.

Разработку новых пластических решений композиции в этом виде украшений художники начали с поиска его места в общей структуре «человек-украшение».

Ведущей составляющей фронтального построения броши является плоскость.

Поэтому соединение её с человеком должно осуществляться через создание иллюзорного пространства, построенного внутри неё. Это достигается, в частности, использованием «ракурсного» изображения.

В броши Дмитрия Попова «Полёт» (1983 г.) с помощью данного приёма художник добился оптического эффекта, передающего ощущение скольжения и вибрации воздуха.

Но широкого распространения приём «ракурсного» изображения не получил.

Изобразительный мотив постепенно уступил первенство образам-символам (например, брошь «Птица» Татьяны и Владимира Тихомировых, 1983 г.). Художники всё более погружаются в мир отвлечённых понятий и формул.