Рассмотренные тенденции и направления ювелирного искусства России XX века позволяют восстановить картину его развития. Оно является ярким художественным явлением не только отечественной, но и мировой художественной культуры.
В этом контексте яснее становится его национальное своеобразие.
В нём отчётливо проявились как общие процессы эволюции — от прикладного изделия к станковому произведению, — так и внутренние — от функциональной предметной формы к камерному по сути пластическому объекту, обращенному к человеку.
Сопоставление авторских манер в творчестве художников-ювелиров выделяет два основных направления, различающихся по характеру и приёмам взаимодействия с пространством.
Часть художников сегодня тяготеет к разработке открытых форм, развёрнутых в свободное пространство, к его условной бесконечности.
Для них характерно живое осмысление исторического опыта взаимодействия предметной формы с пространством.
Отсюда многочисленные переработки стилей минувших эпох.
Они отражают степень творческого погружения в исторический материал и стремление к продолжению художественных традиций в той реалистической системе, которая присуща европейскому искусству с эпохи Ренессанса.
Другое направление представляют художники, чья творческая деятельность началась на рубеже I960-70-х годов.
Их художественные концепции не были заимствованием западных.
В своих работах они возродили утраченную связь с человеком.
Исходя из этого, определились законы языка и художественно-образной системы.
Создателям направления близок условный язык знаков и символов, характерный для модернизма и отечественной «неофициальной» художественной культуры.
Их творчеству присуще не отображение реальности, а стремление к выражению своего восприятия её. Безусловным открытием ювелиров, разрабатывающих пластическое взаимодействие украшения и «живой скульптуры», можно назвать создание синтетической художественной системы «человек-украшение», в которой образ рождается непосредственно из слияния форм живой и неживой художественной реальности.
В этом — отличие от похожих по смыслу поисков в западноевропейском ювелирном искусстве, где предметная форма украшения конфликтует с человеком.
Русское ювелирное искусство обрело ряд устойчивых и своеобразных признаков, отличающих национальную художественную школу.
Характерная черта отечественного ювелирного искусства — орнамент как конструктивная основа украшения — перерабатывается в рамках узловых концепций времени, таких, например, как линейно-пространственное построение декоративных композиций.
Сюда можно отнести развитие выразительности линии, значение которой впервые было определено ещё в начале прошлого века теоретиками ар нуво.
Возвращение искусства к живой пластике человека ускорило появление новых типов украшений, преобразованных из традиционных форм под влиянием пластического контакта предмета с фигурой.
Сравнение современных российских ювелирных произведений с западными отчётливо выявляет творческую самостоятельность отечественного искусства.
Развиваясь в русле мировых художественных тенденций, оно сохраняет национальные черты, вытекающие из логики внутренней эволюции, — обстоятельность, последовательность, аргументированность.
Не будет преувеличением сказать, что ювелирное искусство России представляет собой крупнейшее явление мировой культуры в целом.