Холодное оружие

Холодное оружиеДвадцатый век для русского оружейного искусства был кризисной эпохой. Два важнейших исторических фактора кардинально повлияли на дальнейшее развитие этого вида творчества.

С одной стороны, в XX столетии перестало массово использоваться холодное оружие: сабли, шпаги, палаши, шашки и многое другое, уступив место огнестрельному.

Оружейные художники и мастера-гравёры надолго утратили сам предмет декорирования.

Таким образом, завершился классический период развития оружейного искусства.

С другой стороны, в коммунистической России установилась монополия государства на оборот всех видов оружия, а деятельность оружейников оказалась сосредоточена исключительно на государственных военных заводах.

Создание художественных экземпляров, при котором автор мог бы проявить свои творческие возможности, не только строго лимитировалось плановыми заданиями, но и ограничивалось определённой тематикой.

К тому же, художественное оружие в этот период просто не для кого было делать — как особый вид искусства оно не было востребовано в обществе.

В стране не существовало достаточного количества потребителей этих дорогостоящих изделий, владение ими было ограничено законодательными рамками, а единственными заказчиками штучных образцов являлись в очень редких случаях лишь различные государственные структуры.

Изменения произошли в 1980-90-х годах.

На волне патриотического подъёма и в условиях повышенного интереса к отечественной истории к оружейному творчеству обращаются кузнецы, мастера художественной обработки металла, скульпторы, ювелиры, увлечённые любители, мечтающие о возрождении древнейших традиций российского оружейного искусства.

В подмосковной Балашихе силами Союза кузнецов начинают проводиться фестивали и конкурсы, где встречаются знатоки из разных городов страны.

Именно эти встречи помогли многим из них стать истинными профессионалами.

Там они учились работать с металлом и художественно обрабатывать клинки.

На балашихинских фестивалях из небытия были извлечены сложнейшие приёмы изготовления дамасских и булатных клинков, что во все времена было доступно только лучшим представителям кузнечного цеха.

Большая заслуга здесь принадлежала неутомимому энтузиасту, талантливому самородку, реставратору, кузнецу, суздальскому преподавателю художественной обработки металла Вячеславу Басову.

Следует отметить главную особенность этого движения.

Современное оружейное творчество начало формироваться не в среде профессионалов, а среди мастеров разных специальностей и простых любителей.

Во многом новое поколение художников осознавало себя первооткрывателями незнакомого вида искусства.

Оно не ограничивало себя нормами и профессиональными канонами, что пошло ему только на пользу.

Объединяющим центром для этих мастеров стала Москва, где традиции оружейников прервались ещё в начале XVIII столетия.

Всё это повлияло на то, что начальный период становления искусства современного художественного оружия связан, прежде всего, с деятельностью индивидуальных мастеров, нацеленных на создание уникальных авторских изделий.

Этим оружейное творчество существенно отличается от других видов декоративного искусства, где персональное мастерство приобреталось в недрах массового производства.

Художественное оружие в большей степени, нежели в прошлом, подвержено общим тенденциям декоративного искусства как части системы пластических искусств.

Основной принцип классического оружейного искусства как искусства украшения собственно оружия в наше время отходит на второй план.

Не случайно в последние годы не прекращаются споры о соотношении утилитарных и эстетических качеств в изделиях такого типа.

Художественное оружие всё чаще рассматривают как сугубо декоративное произведение, в котором основное внимание уделено авторскому самовыражению, повышенной декоративности, поиску новых пластических форм и взаимодействию с окружающим пространством.

Как и в других видах декоративного искусства конца XX-начала XXI века, в этой области наметился переход от материально-практической, прикладной сферы к духовной.

Традиции и новаторство.

Современное оружейное творчество остро ставит вопрос о соотношении классики и новаторства.

Обращение к богатейшему художественному наследию характерно для всех современных российских мастеров.

Само становление и обновление этого вида искусства в последней четверти XX века проходило под лозунгом возрождения традиций оружейного искусства.

Сегодня существует общее понимание того, что старинное оружие — это неиссякаемый кладезь художественных ремёсел.

Ведь только в нём с такой полнотой сочетались многочисленные и разнообразные приёмы украшения изделий.

Российские оружейники добились замечательных результатов, создавая уникальные рукотворные произведения со сложной техникой исполнения.

Но при этом авторы часто расходятся в понимании самого предмета декорирования.

Одни идут по пути декорирования функциональных по своему естественному предназначению произведений, другие — в поиске «идеального оружия» — обращают внимание, прежде всего, на эмоциональную образность и эстетическую ценность изделия.