Производство художественного клинкового оружия

Производство художественного клинкового оружияВозрастающая конкуренция заставляет многочисленные Златоустовские мастерские постоянно совершенствовать профессиональные навыки. Сегодня в этом городе особую актуальность приобретают вопросы творчества, поиска современного пластического языка декоративных изделий.

По-прежнему неисчерпаемым источником художественных образов и профессионального мастерства остаётся классическое оружейное искусство Златоуста, основы которого в начале XIX столетия заложил легендарный оружейник Иван Бушуев.

Развивая это искусство на основе сюжетного построения изобразительного ряда, современные мастера воплощают темы, навеянные изумительной уральской природой.

Классическая техника златоустовской гравюры на металле предоставляет художнику неограниченные возможности в изображении сопок, поросших лесом гор, непроходимых охотничьих троп, бурных рек, богатейшего мира флоры и фауны Урала.

Этот тип оформления можно проследить на многих изделиях.

Не случайно исследователи златоустовского искусства называют его народным, самобытным, прочно связанным с местными традициями.

Сохранение и устойчивость этих связей остаётся одним из важнейших направлений в оружейном искусстве Златоуста.

Однако никакое искусство не может развиваться без стремления к созданию чего-то нового.

И оружейное дело здесь — не исключение.

Иногда становятся тесными рамки традиционной златоустовской гравюры на металле.

И тогда необходимы новые выразительные средства, новые материалы и технологии.

Особенно интересно новаторство в формообразовании.

Например, в мастерских «ЛиК» уделяется огромное внимание изучению пластики лучших произведений прославленных златоустовских мастеров прошлого.

Законы построения классического оружия помогают художникам разрабатывать новые пластические линии.

К одному из наиболее удачных авторских решений можно отнести саблю, выполненную художественным руководителем мастерских «ЛиК» Александром Лохтачёвым.

Оригинальные, узнаваемые формы этой сабли были использованы для воссоздания скульптурного памятника Ивану Бушуеву, установленного на привокзальной площади Златоуста.

Производство художественного клинкового оружия всё шире развивается и в другом крупнейшем историческом оружейном центре — Ижевске.

Лидерство здесь принадлежит фирме «БАСКо».

Эта мастерская столкнулась с трудной задачей.

Ведь Ижевск — это крупнейший производитель стрелкового оружия.

Именно на него ориентированы художественные традиции ижевских оружейников.

А мастерам «БАСКо» важно было наладить изготовление холодного оружия — практичных, удобных, красивых ножей.

Это им удалось.

Опираясь на опыт промышленного производства украшенного огнестрельного оружия, художники «БАСКо» используют не только ручные приёмы художественной обработки, но и новейшие технологии.

Первые успехи достигнуты.

Творчество ижевских мастеров высоко оценено не только российскими, но и зарубежными специалистами.

На выставке IWA-2000 в немецком городе Нюрнберге работа «Медведь» ижевской фирмы «БАСКо» получила звание «Нож года».

Производство художественного клинкового оружия развивается сейчас не только в традиционных промышленных центрах — Москве, Златоусте, Ижевске и Санкт-Петербурге.

Успешно работают художественные мастерские в Павлове, Ворсме, Туле, Нижнем Новгороде, Краснодаре и других российских городах.

В национальных центрах художественных промыслов традиционные приёмы обработки металлов широко внедряются и в декорирование клинков.

Не обрывается преемственность старинного оружейного ремесла в знаменитом дагестанском ауле Кубачи, что в буквальном переводе с тюркского означает «делатели кольчуг».

В наши дни удивительное мастерство кубачинцев, создающих серебряные изделия, переживает новый подъём.

В моду входит своеобразный колорит восточной эстетики, и вновь становятся востребованными в качестве дорогих подарочных изделий характерные кавказские кинжалы и сабли, традиционно украшенные глубокой гравировкой, чернью, чеканкой, перегородчатой эмалью.

В Кубачах продолжает работать школа прикладного искусства, где детей обучают навыкам местного мастерства — рисунку и кубачинской «чеканке» — особой технике создания рельефного узора путём выбирания фона.

В каждой семье есть мастер, передающий свои секреты сыну или внуку.

Далеко за пределами Кубачей, среди почитателей кавказского искусства, хорошо известна фирма «Атис и К», возглавляемая Рабаданом Таиловым.

Фирма заключает договоры с семьями известных художников.

В процессе изготовления одно и то же изделие, согласно издревле заведённому порядку, передаётся от мастера к мастеру, из семьи в семью, каждая из которых владеет фамильными творческими секретами определённого этапа в работе над оружием.

Во всём цикле принимают участие не менее пятидесяти человек, причём все операции выполняются исключительно вручную, и ни одна вещь не повторяет другую.

Так в создании украшенного оружия соблюдаются местные каноны рукотворного творчества.