Длительное ускорение

Поскольку кровотоку в артериях глаза противодействует положительное внутриглазное давление, ишемия глаза и слепота предшествуют ишемии мозга и потере сознания, но разрыв менаду этими двумя состояниями очень небольшой. Сознание обычно теряется внезапно и при прекращении перегрузки столь же быстро восстанавливается, хотя может наблюдаться в ближайшее время спутанность и ретроградная амнезия. Очень длительное воздействие небольших перегрузок может вызвать коллапс, механизм которого подобен вазовагальной реакции. Скопле-кие крови в нижних конечностях и фильтрация плазмы в ткани приводят к критическому уменьшению объема крови и обмороку. Симптомы нарушения дыхания обычно не ощущаются в период действия перегрузки, после ее прекращения при глубоком дыхании возникают боль в грудной клетке и часто приступ кашля. Кашель помогает расправлению коллабированных участков легкого, однако после полетов, в которых центробежное ускорение сочетается с дыханием чистым кислородом, до 24 ч может сохраняться дискомфорт и чувство заложенности в груди. Ускорение в направлении от ног к голове (отрицательные перегрузки) переносится плохо. Такие перегрузки возникают в обратной петле при штопоре, которые могут быть одним из элементов высшего пилотажа, или сопровождают потерю управления и аварию самолета. Симптомы этих перегрузок напоминают стояние на голове, но более выражены, при больших перегрузках возможен разрыв переполненных сосудов лица и конъюнктивы. Высокое артериальное давление в верхней части тела вызывает стимуляцию каротидного синуса, поэтому возможно развитие рефлекторной брадикардии и даже асистолии, приводящей к обмороку. Кровоизлияния в мозг не встречаются, так как переполнение мозговых сосудов уравновешивается высоким внутричерепным давлением.