Поиски

Поиски самоцветов и цветных камней составляют одну из интересных глав в истории русского камня.

Первым и наиболее обычным пособником при открытии того или иного месторождения является сама природа. На лесистом Урале первые находки драгоценных камней неоднократно связывались с буреломами, выворачивающими деревья с корнями и подстилающими породами; таково было открытие ряда копей минералов в Мурзинском районе. Несколько иного характера находки драгоценных камней в степных пространствах Забайкалья, где иногда из нор тарбаганов выносятся на поверхность земли кристаллы блестящих камней (например, турмалины). Большую роль в обнаружении драгоценных камней играет деятельность вод, размывающих месторождения: нередко по берегам рек и озер обращали на себя внимание красивые гальки или же кристаллы ярко окрашенного минерала (открытие рубелита Сарапулки, лазурита на Слюдянке и т. д.).

Деятельность человека при открытии месторождений обычно сводилась лишь к сбору «красивых камешков».

На Среднем Урале при Петре I некоторую роль сыграли пленные шведы, работавшие на уральских заводах: они обратили внимание местного населения на драгоценные камни.

Следует отметить специальные казенные поисковые партии или экспедиции, которым поручалось отыскание новых месторождений и разработка старых. Первой такой поисковой партией надо считать сибирскую экспедицию Данненберга (третья четверть XVIII в.), которая в течение ряда лет работала на Урале, обнаружила и собрала сведения о многочисленных месторождениях Среднего и Южного Урала и не только обследовала месторождения, известные местным жителям, но и положила начало более или менее правильным их разработкам. Несколько иной характер имели «цветные партии» 1820-1850 гг., проделавшие на Южном Урале и в Забайкалье огромную работу по открытию и разведке многих месторождений. Они за 30 лет обогатили Россию многими ценными открытиями и дали ценнейший геологический научный материал. Командировки отдельных специалистов привели к открытию многих месторождений. Таковы командировки бригадира Беэра в первой половине, а Шаньгина в конце XVIII в., минералога Мора и Портнягина в начале, а Карелина и Пермикина в 40-х годах прошлого века. Достаточно прочесть описание поисков Пермикина, удивительных работ Карелина и подвигов Шаньгина в труднодоступных теснинах Алтая, чтобы оценить значение этих энергичных личностей при открытии и поисках месторождений цветных камней.

Близки к этим энтузиастам любители-искатели из местного населения, движимые страстью к камню и к его поискам, своего рода «одержимые» мечтой найти прекрасные самоцветы. Подвергаясь гонениям местной администрации, без «билета» и не имея права использовать свои находки, они нередко в темные ночи должны были тайно вести копушки, зарывая их снова и опять возвращаясь к ним по засечкам на деревьях через несколько месяцев. Работа этих добывателей-крестьян весьма интересна. Нередко у них приходилось видеть поразительную наблюдательность и знание природы при полном отсутствии научных или теоретических знаний. Главным указателем для них являлась яркая окраска камней, особенно прозрачных; отсюда происходило много ошибок. Так, в Забайкалье привлекал внимание менее опытного горщика ярко и разнообразно окрашенный флюорит, принимаемый иногда за сапфир или изумруд. Но находки флюорита, связанного с пневматолитами и рудными элементами, часто приводили к открытию месторождений и других ископаемых.

Можно сказать, что поиски камней носили в России случайный характер; лишь работы Сибирской экспедиции и энергичная деятельность Пермикина выходили за рамки кустарных поисков. Только по специальным заданиям, когда требовалось для Кабинета достать какой-нибудь особенный монолит, предпринимались поиски. Так, директор Екатеринбургской фабрики В. В. Мостовенко, в1900 г. отправившийся на Южный Урал, открыл для саркофага Александра III великолепную серо-синюю яшму.

Конечно можно гадать, проводить исследования или строить надежды, выискивая самое интересное или значимое , но если речь пойдет о строительстве металлопластиковых балконов в донецке то можно быть уверенным и в качестве самих работ и в соответствии самого материала всем нормам и стандартам.