Белые камни

Белых камней мало в минералогии; в приводимом ниже списке (не включающем прозрачных камней) насчитывается только десять белых пород, но большинство из них имеют различные цветные оттенки. Мрамор белый. Алебастр (гипс, селенит, ангидрит).
Мраморный оникс (реже зеленоватый.или желтоватый). Белый нефрит и жадеит. Полосатый белый халцедон (кахолонг).
Молочный опал (иногда иризи-рующий).
Морская пенка (сепиолит).
Белоснежный, слабо просвечивающий кварцит. Белая яшма и белый порфир Алтая.
Лунный камень — полевой шпат (беломорит). Начнем с более редких белых камней и лишь потом перейдем к замечательнейшему в мире белому камню — мрамору. Молочный кахолонг — очень красивый камень для барельефов, просвечивающей белизной напоминающий фарфор.
Название кахолонга имеет длинную и сложную историю, так как оно применялось на Востоке главным образом к белому или серому нефриту и только позднее было перенесено на молочную разновидность опала или халцедона. При чтении древних авторов необходимо критически относиться к указаниям на кахолонг. Одни из них производят название камня от реки Ках в Бухаре и называет его еще «калмыцким агатом», или «калмыцким камнем». Трудно сказать, насколько это верно. Белый молочный опал. Большую роль играл в древнем Риме молочный опал с искристым сверкающим блеском; он привозился из Венгрии (или Словакии)и ценился очень высоко.
Интересно отметить, что среди бус древней Руси княжеского периода, хранящихся в Киевском художественно-промышленном музее, имеется несколько бусинок и шариков из молочного опала и из пеликанита, богатого опалом, что говорит об обработке этого камня на Украине в X-XII вв.

В последние годы широко использовался дешевый австралийский молочный опал красивых искристых тонов. Немногочисленные изделия из чистой поваренной соли вырабатывались в XVII в. в Величке. Увлечение белой и прозрачной солью наметилось и в наше время (1935 г.) в Бах-муте (ныне Артемовск), где рабочие с успехом выполняли из нее красивые изделия, вплоть до статуй и художественных вещиц. Но соль — весьма неустойчивый материал; она не может иметь большого значения даже в кустарном производстве.