Богемский гранат

Европа не богата самоцветами. Лишь одно месторождение замечательного красного камня находится в Европе, в самом центре старого горного дела, всего в нескольких километрах от знаменитого курорта Карловы-Вары (Чехословакия), привлекающего к себе больных всего мира. Этот камень, открытый здесь еще в XIII в., называется богемским гранатом. Его научное название — пироп, что значит подобный огню, так как он действительно горит огненным цветом. Он высоко ценится ювелирами всего мира. В ряде стран старались найти его месторождение, поскольку пиропы встречаются в базальтах и оливинитах, превращенных затем в змеевики. В Южной Африке, в копях алмаза, изредка попадается красный пироп, получивший название «капского рубина»; отдельные находки его были сделаны в Монголии.
Но как ни интересны с минералогической точки зрения все эти находки, все же единственным серьезным месторождением, сыгравшим значительную роль в истории красного камня, остается месторождение пиропа в старой Богемии. Этому камню много страниц посвятил лучший знаток драгоценных камней начала XVII в. Боэций де-Боот, много лет проживший в Праге в качестве придворного врача короля Рудольфа II. Вот что писал он о богемском гранате: «В окрестностях курорта Теплиц, недалеко от реки Эльбы и города Билина, встречаются эти камни; они более благородны даже, чем восточные. Частью это происходит оттого, что они лишены каких-либо включений, частью оттого, что они не боятся огня и как бы подобны настоящим горящим углям. Крестьяне находят их рассеянными на полях, без какой-либо материнской породы, в виде песка или зерен, и несут их в Прагу для продажи». Поразительный красный цвет, его изумительное постоянство при прокаливании не могли не поразить опытного знатока драгоценных камней. Но он думает, что причину этого цвета «так же трудно объяснить, как и то, почему светит солнце и тяжела земля». «Богемский гранат может считаться бессмертным, и его можно сравнить только с алмазом или чистым золотом».

Уже в XVII в. карлсбадские пиропы добывались, гранились и рассматривались как национальная драгоценность. Но расцвет богемского граната начался лишь в XIX в.; в 80-х годах прошлого столетия гранат Богемии сделался одним из излюбленных камней Европы. Свыше 10 тыс. рабочих были заняты его добычей, огранкой и вставкой в ювелирные изделия. На 200 тыс. руб. золотом в год поступало на рынок этого камня, и многочисленные кустарные мастерские, а также специальная художественная школа по обработке камня в Турнове занимались его огранкой.
Но рынок драгоценного камня непостоянен и капризен. Чешская промышленность в борьбе с конкурентами снижала цены на красный гранат. Обработка камня благодаря этому делалась небрежной; грубыми были и самые изделия из него. Броши, кулоны, серьги и кольца из богемского граната превращались в дешевку стоимостью в несколько австрийских крон. Такой камень оказался слишком банальным, слишком распространенным, и его перестали покупать. Чем больше падали цены на этот камень, тем больше уменьшался спрос на него. В каких-нибудь 25 лет была убита промышленность богемского граната, и никакие искусственные мероприятия не могли поднять интерес к вышедшему из моды камню. А между тем богемский гранат может стать одним из прекраснейших камней в мире, если подойти к нему с любовью и тонким пониманием его красоты, если дать ему оправу, которую он заслуживает, подложить под него блестящую фольгу, которая заставит его гореть красным огнем раскаленного угля.