Другие синие камни

В истории синего камня слава лазурита тесно переплетается со славой настоящего сверкающего самоцвета — сапфира. Мы уже говорили, что природа исключительно скупа на синие камни; список синих самоцветов и цветных камней краток, причем в большинстве своем они являются минералогическими редкостями. Эта исключительная редкость синего камня в окружающей нас природе как бы находится в противоречии с обилием синих тонов в разнообразных красках южного неба и моря. «Стихия земли не хочет подражать другим двум стихиям, находясь в вечной вражде — и с небом, и с морем», — так объясняют редкость синих камней индийские сказания. Изредка голубым цветом сверкают нежно окрашенные топазы, зеленовато-синим отливают редкие аквамарины, нежные небесно-голубые тона приносит нам восточная бирюза; редко в руки ювелиров попадает редчайший сапфирин, встречаемый под снегами Гренландии, или густо-васильковый бенитоит Калифорнии. Еще более драгоценны и редки голубые и синие кристаллы эвклаза; в южно-уральских песках наши минералоги насчитали находки всего лишь 30 кристаллов этого камня, и лишь очень немногие из них сделались достоянием ювелиров, пытавшихся искристый эвклаз Урала превратить в новый редчайший самоцвет мирового рынка. В 40-х годах XX в. внимание ювелиров было привлечено синим алмазным блеском замечательных васильковых кристаллов циркона. Они сверкали, как звезды, сквозь которые просвечивало синее небо, за что их прозвали «старлитами». Эти синие камни оказались прокаленными в особых условиях кристаллами простого циркона из месторождений Сиама. Канада выступила со своим синим, полупрозрачным содалитом, пытаясь заменить им лазурит в облицовках общественных зданий. Можно обнаружить в старинных иконах русских монастырей зернышки светло окрашенного кианита, который также может быть признан синим самоцветом, но все это редкие отдельные находки, интересные для минералога, но не открывающие новых горизонтов в области синего камня. Один настоящий сапфир с его спокойным синим тоном, со всей чистотой и красотой сверкающего камня может быть признан подлинным синим самоцветом. Вот перед нами лежит замечательная парюра из кашмирских сапфиров. Их густой синий тон и бархатистый оттенок скрывают прозрачность камня и придают ему таинственный, туманный вид. Рядом брошка из сиамского сапфира, который горит гораздо более ярким синим цветом, сверкает своим ослепляющим собственным огнем, без мягкого бархатистого блеска кашмирского камня. Но вот замечательная брошь из цейлонского сапфира; он имеет цвет василька с переходом в фиолетовые оттенки, которые столь характерны и для васильков наших полей; иногда совсем светлый, почти серый, как бы увядающий, но всегда чистый, прозрачный, сверкающий, как алмаз.

Среди замечательных камней Цейлона известны сапфиры с шести-лучевой звездой переливающих оттенков, наподобие «кошачьего глаза». Менее интересны сапфиры Монтаны: они стально-синего цвета или цвета электрик с полуметаллическим блеском. Темные австралийские сапфиры при искусственном освещении — почти черные, непрозрачные из-за необыкновенной насыщенности цвета. Так разнообразны сапфиры разных месторождений, но опытный глаз ювелира легко, по тончайшим признакам блеска и окраски, безошибочно определяет их родину. При ночном освещении сапфиры меняют свой цвет, как и другие синие камни. «Они умирают, — как говорил один из поэтов, — как только заходит солнце». Лишь один синий камень сохраняет свою красоту при свете электричества. Это — редчайший синий алмаз. Известно два таких алмаза: один в Лувре, среди остатков королевских регалий французского двора, второй был у одного петербургского ювелира, который носил свой синий бриллиант вместе с другими девятью самоцветами в небольшой плоской коробочке, которую клал в бронированный карман. Этот камень сверкал всегда, при любом освещении; он зажигался сильным огнем с красноватыми и оранжевыми оттенками при свете спички, а электрическая лампа будто бы собирала весь свой свет внутрь этого камня, переливаясь цветами радуги. Но таких камней не много было и не много будет. Проследим последовательно историю сапфира, как в самой земле, так и в руках человека. Сапфир рождается из расплавленных гранитных магм, там, где они кипят, насыщенные летучими парами, и прорываются в окружающие породы. Сапфир рождается на контакте гранитов и известняков, превращенных в мраморы. Его всегда находят в древних гнейсах, переслаивающихся с кристаллическими мраморами, прорванными более молодыми гранитами и жилами пегматитов. В результате воздействия горячих гранитов на мраморы образовались розовые шпинели, красные рубины, серые и синие сапфиры. Мельчайшие примеси хрома, титана, кобальта и железа вызывают то разнообразие окрасок сапфиров и рубинов, которым восторгаются любители камня, насчитывающие до 2000 цветных разновидностей. Вероятно, первые кристаллы сапфира были встречены в россыпях Индии вместе с кристаллами алмаза или в песках речек Цейлона; это были первые украшения первобытного человека. В индийских лапидариях VI в. н. э. мы читаем замечательные страницы о том, как впервые родились на земле эти камни. «Там, где сингалезцы колышат концами своих пальцев тонкие стебли молодых цветов лава-ли, там упали два глаза Даития, темно-синего цвета, с блеском, подобным листьям увядающего лотоса. Вот почему эта земля, которая простирается по берегу моря, покрытая сплошными Лесами, изобилует богатейшими сапфирами, которые составляют ее славу. Там самоцветы имеют цвет, подражающий листьям белого лотоса, цвету пчелы, блеску Кришны, горлу Шивы». Так в словах священной поэмы рассказывают нам индийские лапидарии о том, как рождаются сапфиры из глаз божества, в водах индийских рек. Превознося так высоко синие сапфиры, Ратнапарикша говорит о том, какую магическую роль в жизни человека играет сапфир. Тот, кто по незнанию носит сапфир цвета облака, теряет свое состояние, укорачивает жизнь и привлекает молнию на свою голову. Тому, кто носит зернистый сапфир, суждены изгнание и нищета. Если в сапфире заметна трещинка, то не избежать опасности от нападения змей, тигров, львов, медведей и других диких животных. А если в сапфире есть следы глины или цвет его местами напоминает землю, то человек, носящий такой камень, немедленно станет прокаженным от начала своих ногтей до концов волос. Эти указания повторяются в многочисленных текстах арабов, и через все средние века проходит вера в таинственные силы сапфира. Своим мягким синим цветом он привлекал к себе внимание служителей культа; в истории культуры человека и особенно на заре его религиозных верований сапфир приобретает особое значение наравне с изумрудом и рубином. Мы находим сапфир в одежде священнослужителей Иудеи и Индии, читаем старинные тексты о том, что сапфир украшал корону Клеопатры. Греческая мифология прославляет блеск сапфиров в диадемах богов и богинь. Греки посвящают этот камень Зевсу — отцу всех богов; поэтому первосвященник носил камень только синего цвета. Роль этого камня в древнем языческом культе повторяется через многие столетия в обиходе христианской церкви, и мы читаем о сапфире как о камне добродетели, предохраняющем от излишеств; его должны были носить монахи и священники «во имя Господа Бога». Но особая сила приписывалась звездчатому сапфиру. Три пересекающиеся в нем линии связывали с тремя великими силами — верой, надеждой и судьбой. Верили, что звездчатый сапфир помогает в борьбе с врагом. Германцы во время войн с галлами называли его «Siegesstein» — камень победы. Вера в этот камень доходит до апогея в XVI и XVII вв. Но еще в XI в. знаток драгоценных камней Марбодий (1035- 1123) посвящает сапфиру следующие строки: «Велико значение этого камня и для женщин и для мужчин — он дает силу усталому телу, восстанавливает отягощенные члены и делает их снова крепкими. Он снимает с человека зависть и вероломство, он освобождает человека от темницы. Тот, кто носит его, никогда не будет ничего бояться…» Увлечение чудным цветом синего сапфира приводит к желанию украшать средневековые церкви искусственными синими стеклами, через которые мягкие синие лучи врываются во мрак соборов Реймса или Руана. «Сапфир — камень неба, он заставляет думать и о вечной жизни», — говорили в те времена.
Проходит много столетий, настоящий сапфир постепенно теряет свое значение, и только в середине XIX в. новые страницы открываются в его истории. Твердость, вязкость и прочность серого и синего сапфира находили все более и более широкое применение. Главная часть добычи сапфиров Монтаны в США стала применяться для выделки из них опорных камней для часов и точных приборов. До одной тонны в год технического сапфира добывалось из дресвы изверженных пород Монтаны, и американский синдикат соперничал на рынке самоцветов с фабрикой синтетических корундов в Биттерфельде (Германия). Синего камня не хватало, благодаря чему высоко ценили синие стекла, окрашенные кобальтом. В Венеции был изобретен особый синевато-молочный состав, получивший название сапфирина. Прирейнскую яшму удалось окрашивать в синие, холодные, неприятные тона и выпускать на рынок как дешевую подделку лазурита под названием «deutscher Lapis». Наконец, с открытием новых методов получения искусственных корундов, в начале текущего столетия (1910 г.) было выброшено на рынок огромное количество синтетического сапфира, окрашенного в синий цвет солями кобальта. Десятки тысяч каратов этого синего камня заполонили рынок, вытесняя природные синие корунды. Так постепенно забывался природный камень, и на смену ему шел продукт, полученный новыми химическими методами, применяемыми на крупных промышленных предприятиях. Будущее — за химией, за торжеством химических процессов! Человек, разгадав тайны природы, научается подражать ей, заменяя тысячелетнее кипение в глубинах магм немногими часами горения печей, а редкие рассеянные кристаллики корунда — непрерывным потоком синтетического сапфира и рубина, выходящего из пламени гремучего газа.