Происхождение яшм

Разнообразие условий, в которых образуются яшмы, создает их необыкновенную сложность окрасок, запутанность строения и неоднородность рисунка. Мы попытаемся нарисовать несколько картин образования наших яшм и указать геологические условия, которые обогатили нашу природу этим своеобразным и прекрасным ископаемым.

Нам придется начать с отдаленного прошлого Урала, когда, в девонскую эпоху, еще не было современного Уральского кряжа. То мелкое, то более глубокое море с отдельными островами покрывало те места, где сейчас высятся хребты Южного Урала; не было еще следов горообразующей деятельности, но подводные извержения лавы нарушали уже спокойную картину девонского мира. Подобно современным излияниям лав на Тихом океане, целые потоки пузыристой лавы расстилались по дну моря, перекрывая мелководные осадки. Так же, как и сейчас, на морских глубинах переслаивались порфиритовые лавы, вулканические пеплы и продукты их переработки морем. Обильная фауна обитала на морском дне, заливаемом лавами, в виде разнообразных животных с кремневым скелетом — губок и радиолярий. Их остатки накапливались на дне, образуя обширные слои кремнистого ила — будущей яшмы. В смене тысячелетий шла переработка всех этих разнородных осадков на дне моря; вслед за образованием тонких прослойков туфов, лав, отложений кремнистых скелетов и глин новые подводные извержения покрывали пузыристой порфиритовой или диабазовой лавой все эти образования и своим горячим дыханием спаивали (метаморфизировали) и еще более пропитывали кремнеземом нижележащие осадки. Прошло много миллионов лет   геологической летописи нашей . страны, и мощные процессы горообразования положили в каменноугольную эпоху начало Уральскому хребту. Были приподняты, опрокинуты и смяты мощные отложения девонского и каменноугольного моря; разломы, сбросы и сдвиги нарушили спокойное залегание пород, отразив на каждом участке, иногда повторяя на протяжении каждого сантиметра, в миниатюре все грандиозные потрясения рождающейся горной цепи. Медленно и долго замирали эти про образующие процессы: новая горная область превратилась в материк. Третичное море стало омывать с востока склоны Уральского хребта, разрушая их, смывая пески и гальку в низины и постепенно сравнивая высокие горы. Мощные речные системы р. Урал и притоков Иртыша продолжали эту размывающую деятельность, и на собранных в крутые складки и срезанных эрозией отложениях старого девонского моря протянулись приветливые широкие речные долины. Таково происхождение знаменитых яшм Южного Урала, которые представляют собой не что иное, как остатки глубоководных илов с кремневыми губками и радиоляриями. Прекрасная ваза или чаша из калканского или мулдакаевского камня таит в себе повесть о том, как отлагался кремнезем в бесчисленных лучистых скелетах радиолярий и губок, как накапливались они на дне третичного моря, спаиваясь в твердую породу под дыханием расплавленных лав, как изгибались в складки и ломались эти осадки под напором новых горообразовательных сил земной коры. Пестроцветный причудливый рисунок яшм со сверкающими кристалликами золотистого колчедана, вся эта замечательная мозаика природы рождалась в разнообразной смене геологических событий, в сложных химических реакциях в течение многих миллионов лет.

Другие картины возникают перед нами при изучении месторождений яшм на Алтае. Расплавленные массы различных пород изливались на поверхность земли в девонское время. В течение долгих геологических периодов нарушалось спокойствие девонских и каменноугольных морей, пока складки герцинской системы, которые гирляндами охватили Азию и Европу, не положили начало горному Алтаю и его рудным богатствам. Эти мощные процессы образования герцинских складок и сбросов совершались, вероятно, в начале пермской эпохи, к которой приходится отнести крупные гранитные и порфировые массивы, богатые кремнеземом, которые вылились на поверхность земли. Порфиры — яшмы, превращая своим горячим дыханием известняки в прекрасные мраморы, застывали в виде кремневого стекла, храня в себе следы текучих огненно-жидких потоков. Эти извержения сменялись лавами иного состава, прекрасные зеленые порфириты чередовались с серо-фиолетовыми кварцевыми породами.

Горячие воды еще долго пропитывали лавы, цементируя обломки раздробленных порол и превращая их в пестрые яшмовые брекчии. Иными путями образовались яшмы Восточной Сибири, где их происхождение было связано с извержениями миндалевидных пузыристых лав. Подобно тому как в южной Бразилии и Уругвае огромные пустоты мелафиров были заполнены при остывании слоистым халцедоном, в пустотах миндалевидных пород Якутской области и Забайкалья мы часто встречаем яшму вместе с агатом, халцедоном и аметистом. Такая яшма, окрашенная в зеленый цвет листочками веронской земли, часто переходит в синевато-зеленый гелиотроп. Бурные сибирские реки вымывают эти зеленые миндалины, накапливая их по своим берегам. Но зеленая яшма составляет обычно лишь наружные части миндалин и пустот, являясь первым продуктом осаждения, из перегретых паров остывающей лавы; за ней по мере охлаждения шло выделение слоистого халцедона, агата, горного хрусталя, аметиста и кристалликов известкового шпата. Выше нарисовано три основных типа образования яшм, но ими не исчерпывается все многообразие условий, в которых образуется этот минерал. Сероватые «самарские яшмы и агаты», на которые еще в XVIII в. обратил внимание Паллас, в большом количестве доставленные на Петергофскую фабрику с берегов Волги, представляют собою кремнистые стяжения в известняках пермского возраста, образовавшиеся, может быть, еще на дне моря из рассеянных частиц кремнезема и иголок (спикул) кремнистых губок. Этот тип широко распространен также в низовьях Нила, где знаменитый нильский кофейный голыш древовидного строения, называвшийся в древнем Египте «пезет», покрывает сплошные пространства Нубийской пустыни, высвобожденный выдуванием из мягких третичных известняков. Яшмы могут образоваться также, когда подземные пожары угольных пластов своей высокой температурой спекают окружающие глины, превращая их в светло-фиолетовые фарфоровые разности. Такие образования известны в Кузнецком угольном бассейне, в Германии и других странах. Наконец, широко распространены яшмы кварцитового типа, представляющие собой окремнелые сланцы, измененные метаморфизмом. Знаменитые яшмы Алтая — ревневская и гольцовская — относятся к типу таких сжатых и смятых кремнистых пород, плотно спаянных кремнистыми растворами. В их прекрасном рисунке запечатлелось строение слоистых пород, которые осаждались на дне мелководных бассейнов или у берегов великого девонского моря.