Расцвет культуры камня

Постройка Петербурга положила начало новой технике обработки камня и созданию камнеобрабатывающей промышленности России. Строительство каменного Петербурга продолжалось в течение всего XVIII в. Для постройки дворцов непрерывно шли обозы с прекрасными мраморами Руссколы и Тивдии, с розовыми доломитами Белой горы, с пестрыми брекчиями и черными аспидами. Но чтобы воздвигнуть величественные гранитные колонны и обелиски, чтобы облицевать стены дворцов мраморами и пудожским известняком, надо было создать настоящую каменную культуру, зажечь творчеством ваятелей и строителей, научиться тесать, пилить и полировать камень. Надо было создать машинную технику обработки твердого и мягкого камня. И вот, в 14-й день января 1725 г. Петр повелел строить в Петергофе мельницу на 40 рам для обработки и полирования самоцветов и стекол.

Так была организована Петергофская гранильная фабрика, которая в течение двух столетий являлась рассадником культуры камня, школой художников и мастеров. Ее изделия превзошли произведения Флоренции и Милана грандиозностью размеров, замечательной техникой и художественной красотой. В 1738 г, на берегу р. Исети была создана Екатеринбургская гранильная фабрика, а затем, в отрогах Алтая, Колыванская шлифовальная. Петергоф, Екатеринбург, Колывань — таковы три центра старой русской камнерезной промышленности, которые были призваны выявлять красоту русского цветного камня и развивать одну из интереснейших отраслей художественной промышленности.
Это было время расцвета русского камнерезного дела. В пышности и роскоши дворцов, когда в Петербург, подобно древнему Риму, свозилось все самое ценное, самое прекрасное и редкое со всех концов России, зарождались идеи нового убранства. Чтобы объединить это стремление, была организована (в 1765 г.) под эгидой президента Академии художеств
И. И. Бецкого особая экспедиция «по розыскам мраморов и специальных каменьев на Урале», которая скоро превратилась в крупную государственную организацию для поисков и разведок минералов и горных пород по всей стране. Наметилась впервые полоса яшм на протяжении почти 600 км вдоль всего Уральского хребта; мастерами Екатеринбургской фабрики были сделаны находки первых мраморов (с. Мраморское, 1783 г.).
Наряду с серебром и медью раскрывались каменные богатства Алтая.
Совершенно новые минералы были привезены из Сибири.