Драгоценность Каннинга

Крупная жемчужина неправильной формы использована в качестве торса водяного на Драгоценности Каннинга, изготовленной примерно в 1580 г. и являющейся одной из самых известных драгоценностей позднего Ренессанса. Голова выполнена из золота, лицо и руки водяного покрыты белой эмалью, а хвост украшен цветной эмалью, рубинами и бриллиантами. В правой руке он держит кривой ятаган, а в его левой руке, также украшенной эмалью и самоцветами, — ажурный щит. Три подвески из жемчужин неправильной формы и несколько оправленных в одну касту рубинов свисают с драгоценности. Такой стиль характерен для ювелирных изделий XVI в..
Легенда утверждает, что Драгоценность Каннинга — великолепный дар герцога Медичи императору Моголов. Независимо от вопроса о ее европейском происхождении и причины, по которой она сделана, Драгоценность, видимо, оставалась в Индии в течение какого-то времени, поскольку именно там живот водяного был украшен рубином с гравировкой, а снизу добавлены жемчужины и рубиновые подвески. В конце 50-х гг. XIX в. это сокровище приобрел в Дели граф Кан-нинг (отсюда и названия вещи), в то время генерал-губернатор и вице-король Индии. После этого она перешла к первому маркизу Кларникарду, а позже — к виконту Ласселю. Став графом Хервудом, Лассель продал ее в 1931 г. на аукционе Сотби в Лондоне. Драгоценность Каннинга приобрела миссис Эдвард Хакнес за 10 000 фунтов стерлингов и передала ее в дар лондонскому Музею Виктории и Альберта, где она хранится и по сей день.
В конце XVI в. жемчужины неправильной формы виртуозно использовались в ювелирном искусстве, их нередко применяли для изображения частей человеческого тела или фигур некоторых животных. Очень маленькие, но тщательно сделанные подвески, в состав которых они входили, требовали от ювелиров того времени высочайшего мастерства; в эпоху Возрождения такие подвески довольно широко производились по всей Европе. Рельефное моделирование, использование золота, эмали, рубинов, изумрудов, алмазов и жемчуга позволяли запечатлевать мифологические или библейские сцены, чудовищ, драконов, птиц, корабли, плывущие под парусами, и даже миниатюрные архитектурные композиции, дополненные арками, колоннами и нишами для фигур. Производство таких подвесок продолжалось до начала XVII века.
На протяжении веков жемчугу приписывали особые свойства, например излечивать сердечные недуги. Полагали, что жемчужины, растворенные в лимонном соке или растертые в молоке, могут излечить безумие. В Риме жемчуг был основным компонентом любого зелья, поэтому Клеопатра поднимала тост за Антония напитком с растворенной жемчужиной. В XVI в. женщины считали, что ношение жемчуга помогает сохранить фигуру, и это стимулировало спрос на ювелирные украшения с жемчугом. Он стал в больших количествах завозиться в Европу из Индии и Китая. Именно с середины XVI в. английская королева Елизавета I настолько полюбила жемчуг, что даже нашивала небольшие жемчужины на платья.