Гербы

В XVII в. на золотых и серебряных изделиях появляется еще один вид украшений, имеющий, кроме чисто декоративного, также и особое значение, — это гербы.
Гербами называют символические изображения, составленные на основе точных геральдических знаков и утвержденные верховной властью. ‘
В Древней Руси личные гербы, указывающие на принадлежность вещи определенному владельцу, появились задолго до официального их утверждения, хотя и значительно позже, чем в Западной Европе, где они были известны еще в XI-XII вв. На Руси первыми гербами были гербы родовые, которые помещались владельцами на печатях и иногда на оружии, затем государственный герб, объединивший земельные гербы в состав России, и гербы областей, губерний и городов.
Если в XVII в. изображения гербов на драгоценных изделиях были едва заметны и выполнялись легкой гравировкой, то в XVIII и XIX вв. они занимают центральные места в общей орнаментальной композиции. Выполненные литьем или рельефной чеканкой, украшенные яркими эмалями, они как бы прославляли знатность дворянских фамилий.
Гербы состояли из следующих частей:
1) центральный щит, иногда разделенный на несколько частей;
2) венчающий его шлем;
3) намет (свешивающиеся по сторонам щита листовидный орнамент и мантия);
4) корона, венчающая щит, соответствующая титулу владельца;
5) щитодержатели;
6) девиз;
7) иногда воинская арматура и ордена, которыми был награжден владелец.
На рисунке 90 показано блюдо, изготовленное фирмой Фаберже из горного хрусталя, золота с алмазами и эмалью. На центральной части — герб Санкт-Петербурга.
Форма изделий из драгоценных металлов. В различное время на протяжении веков в связи с изменением экономики и жизненного уклада, в связи с новыми явлениями в быту возникали и получали развитие новые формы изделий из драгоценных металлов, которые заменяли и вытесняли старые.
Хорошее художественное решение и логическую рациональную форму всегда находили в ювелирном искусстве лишь те предметы, которые не были надуманными, а подсказывались самой жизнью, ее потребностями.
Если при изменении условий быта предмет становился лишним, ненужным, то, как бы ни была красива его форма, всякое его повторение в новой обстановке звучало фальшивой нотой.