Готическое искусство

Готический художественный стиль (стремление достичь неба, взгляд к Богу) завершил развитие средневекового искусства в Европе. Готическое искусство было также преимущественно культовым и развивалось в рамках феодально-религиозной идеологии. В XIII-XIV столетиях средневековое искусство Западной и Центральной Европы достигло своего высшего подъема. Стройные, устремленные ввысь огромные готические соборы, объединявшие в своем помещении большие массы людей, и горделиво-праздничные городские ратуши утверждали величие феодального города — крупного торгово-ремесленного центра. В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, мифическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний.
В сокровищнице Мюнхенской королевской резиденции хранится одна из старейших корон, выполненная в готическом с типе на западе Франции между 1370 и 1380 гг. в технике золотой филиграни и инкрустированная рубинами, сапфирами, бриллиантами, жемчугом и эмалью. Эта корона, известная как «Палатинатская», входила в приданое английской принцессы Бланш, вышедшей замуж за Палатинатско-го курфюрста Людвига III в 1402 г..
Для немецкого средневековья характерен широкий спрос на предметы церковной роскоши. В XV в. он удовлетворялся в значительной мере производством изделий из серебра. Пластичное, легко моделируемое, красивое в своем естественном белом цвете и в то же время хорошо воспринимающее позолоту и полировку, серебро стало применяться гораздо охотнее, чем медь, которая прежде использовалась для создания самых изысканных ювелирных изделий. Немецкая драгоценная серебряная утварь обнаруживает свое подчинение влиянию ведущего из искусств — архитектуре. На рисунке 58 показан потир, изготовленный из серебра с использованием чеканки, литья, гравировки и золочения.
Форма потира подтверждает это положение и демонстрирует конкретное использование взятых в миниатюре элементов убранства готической церкви и отчасти даже ее конструкции. В узорах решеток, в декорации стрельчатых арочек и шпилей, на жгутах — нервюрах, в богатой и сложной разработке украшения лопастей основания, в литом ажуре, охватывающем низ чаши, варьируются и повторяются излюбленные готические архитектурные мотивы. Украшение потира в целом отличают характерные для поздней готики декоративная насыщенность и пышность.