Костромская декоративная резьба

Кострома. Замечательным художественным центром была Кострома, уже во второй половине XVI в. — крупный торговый город, блестящий, но кратковременный расцвет которого, так же как в Ярославле и Нижнем Новгороде, пришелся на XVII в. Сложный состав населения, определивший смешанность городов Костромского края, может быть, отчасти объясняет пестроту и многообразие форм и орнаментальные мотивы, близкие к ярославским и московским, наконец, черты западноевропейского искусства. Костромские серебряники XVII в., так же как новгородские и псковские, наносили на листья и травы резного орнамента мелкие черточки, которые вносят оттенок пестроты в четко обрисованные одним контуром плоские узоры и одновременно несколько приглушают блеск металла.
Скань не получила широкого применения в городах Поволжья, за исключением Казани, где она развивалась на основе традиций древнего булгарского искусства. Орнамент костромских сканных изделий большей частью ограничивается узорами спиралей из толстой, гладкой или свитой в веревочку проволоки на фоне, сплошь заполненном мелкими, тонкими сканными кружками.
Костромская декоративная резьба имеет преимущественно низкий, равный рельеф. Она большей частью ажурная, подложенная цветным фоном, с густыми мелкими узорами и дробным делением поверхности на небольшие плоские и слегка выгнутые участки. В костромской чеканке по серебру много общего с местной декоративной резьбой по дереву, также как это наблюдается и в Ярославле. В противоположность ярославской и нижегородской объемной чеканке со скульптурными деталями здесь преобладает рас-пластанность низкого рельефа, измельченность сложных густых узоров и дробность композиции. Иногда чеканный орнамент заменяется ажурным литьем, еще более плоским, тщательно проработанным. В качестве примера работы костромских серебряников приводится серебряное кадило XVII в. интересной и необычной формы.
Верхняя часть оформлена в виде высокого шатрового перекрытия из двух ярусов ажурного литого орнамента. Эти литые, сложно переплетающиеся узоры, подобно резьбе иконостаса церкви Воскресения на Дебре и царского места из Ипатьевского монастыря, разбиты при помощи вертикальных столбиков на небольшие плоские и вытянутые части. Особенности формы кадильницы и технического приема выполнения ажурного литья несомненно связаны с искусством южных славян (Сербия XVI-XVII вв.).
Казань. Серебряное дело в Казани существенно отличается от искусства городов Верхнего Поволжья, хотя и здесь чеканка занимала главное место. Казанское ханство, возникшее в первой половине XIV в. на развалинах булгарского улуса Золотой Орды, до некоторой степени восприняло традиции древней культуры Камской Болгарии, преемственная связь с которой прослеживается в орнаментации изделий казанских ремесленников. Золотой царский венец «Шапка казанская», сделанный для Ивана IV в середине XVI в., исполнен очень тонко и с большим мастерством.
Венец богато украшен персидской бирюзой и восточными рубинами, однако в нем нет ни одного алмаза. Очевидно, Ивану IV алмазы не нравились. Техника его выполнения, выбор камней (амальдин, бирюза и др.) и густой орнамент переплетающихся трав на черневом фоне носят восточный характер и вызывают предположение, что в работе над ним принимали участие мастера, приехавшие из Казани с последним казанским ханом Эдигером Махметом.
В конце XVII в. в Казани были развиты резьба по серебру и черневое дело. Об этом свидетельствует очень интересный стакан с гравировкой, местами покрытый чернью, на котором изображены «Девять мучеников иже в Кизице». Стакан был сделан для Казанского митрополита Адриана основателя Кизического монастыря в Казани. В XVII в. почти повсеместно в России сканные узоры расцвечивали эмалью. Казанская скань является исключением, ее завитки дают чисто графический рисунок сложных мелких узоров. Конец XVIII и первая половина XIX вв. были значительной эпохой для развития промышленности и культуры Казани, так как в это время восстанавливаются древние торговые связи с Хорезмом и Бухарой и, через Кяхту, — с Китаем. Бирюза и сердолик, излюбленные камни-талисманы восточных народов, преобладают на татарских украшениях, среди которых застежки из скани и зерни в виде двух изогнутых листьев, законченных трилистниками, близкими по форме и технике к кавказским пряжкам, украшениям среднеазиатского типа и совершенно самобытные предметы.
Города Сибири и другие центры. Широко известны работы мастеров-серебряников русского Севера, в особенности предметы вологодской и великоустюжинской работы, украшенные чернью, заслуженно прославившиеся своим высоким качеством. Родственное Великому Устюгу производство черневых изделий существовало и в некоторых сибирских городах, где были созданы интересные, своеобразные драгоценные предметы и где чеканка, резьба и эмаль не получили широкого развития. Еще в XVI в. устюжане перешли через Урал, и их влияние наблюдается по всему сибирскому краю на промыслах, языке и обрядах. Лучшая по качеству и наиболее значительная по числу группа серебряных с чернью предметов сибирской работы была выполнена в Тобольске, где на 70-е гг. XVIII века падала кратковременная, яркая вспышка черневого искусства. Серебряные с чернью предметы, сделанные в 1770-х гг. в Тобольске, отличаются интересным сочетанием несколько запоздалых форм и орнамента рококо с чисто местными сюжетами изображений. Наряду с галантными сценами, кавалерами в камзолах и дамами в широких платьях с кринолинами, на фоне пейзажей с руинами, размещенных в обрамлениях из завитков рококо, на предметах чайных сервизов, табакерках, чарках и коробочках имеются выполненные чернью изображения сибирских пейзажей и городов, планов городов и карт Сибири, сцены охоты местного населения, охотник на лыжах, всадник, преследующий оленя, и т. д..
Писцовые и переписные книги, материалы Ремесленных управ и Пробирных палат указывают на наличие среди населения Калуги, Владимира, Суздаля, Углича, Рязани, Твери и многих других городов мастеров-серебряников.
Значительным центром серебряного дела был древний русский город Смоленск, в изделиях которого ощущается близкое соприкосновение с культурой Украины и Белоруссии.
Вещевые памятники конца XVIII и начала XIX столетия говорят о том, что в Ростове-на-Дону и Новочеркасске производили своеобразные черневые изделия. По типу они несколько сходны с работами киевских серебряников, с которыми их роднит очень тонкий и четкий рисунок и бледная, скорее серая, чем черная, окраска черни.