Научно-технические прогрессы

Благодаря научно-техническому прогрессу во второй половине XX в. стало возможным изменять окраску природных алмазов. Бомбардировкой кристаллов алмаза электронами, протонами, нейтронами и последующей термической обработкой удается окрашивать их в желтый, голубой, зеленый, коричневый и дымчатый цвета. Облученные в атомном реакторе алмазы приобретают зеленый и коричневый Цвета, а помещенные в ускоритель элементарных частиц становятся синими или голубыми. В зависимости от характера и интенсивности облучения изменение окраски может происходить только в поверхностном слое или во всем объеме кристалла, она может исчезнуть через короткое время или сохраняться без изменений годами.
А какова цена «средней» продукции алмазных рудников, где, как известно, большая, часть (80- 85%) кристаллов относится не к ювелирным, а к техническим сортам? Обратимся к статистическим данным. В 1964 г. мировая (без СССР) добыча золота составила 2130 т, а алмазов в том же году извлечено 32 млн. карат (6,4 т). При этом стоимость алмазов в 16 раз превысила стоимость золота! Путем несложных арифметических подсчетов легко определить, что цена за единицу веса «средней» продукции алмазных рудников в 5325 раз превышает цену золота! А самые мелкие алмазы «всего» в 200- 300 раз дороже золота, но зато стоимость крупных камней в сотни тысяч и миллионы раз выше стоимости равного по массе количества золота!
Стоимость пригоршни хороших бриллиантов составляет 1-2 млн. долларов, а для перевозки эквивалентного по стоимости количества золота нужен грузовой автомобиль! И не случайно богатые люди в капиталистических странах охотно вкладывают деньги в бриллианты, спрос и цены на которые неизменно растут. Эта тенденция особенно сильно проявляется за последние годы, когда валютно-финансовая система капиталистического мира переживает глубокие потрясения, сопровождающиеся неоднократными девальвациями главнейших валют западных стран- доллара США и английского фунта стерлингов.
Зимой и летом, днем и ночью ведет наступление на потенциальных покупателей в западных странах и вездесущая реклама. Рекламная фирма в США придумала завлекательный лозунг: «Алмазы — навсегда». По радио и телевидению звучит бойкая песенка с таким названием. Эти же слова шепчет возлюбленному шикарная дама на фоне сверкающих перстней, кулонов и диадем — стереотип, который кочует по страницам иллюстрированных журналов всего западного мира.
«Алмазы — это навсегда» — так назвал Ян Флемминг один из своих романов, в котором агент 007
Джеймс Бонд расправляется с синдикатом гангстеров, покусившихся на товар некой алмазной монополии, под которой легко угадывается южноафриканская «Де Бирс».
Реклама, неуклонное истощение, валютные потрясения, инфляция и неуверенность в завтрашнем дне у многих людей на западе порождают колоссальный спрос и вследствие этого фантастические взлеты цен на алмазы. Так, если к весне 1977 г. цена на бриллианты массой всего в 1 карат достигла 7000 долларов за штуку, то к концу того же года каждый такой камешек стоил уже 10 000 долларов, а весной 1978 г. цена его подскочила до 18 000 долларов! Таким образом, только за один год цена возросла более чем в 2,5 раза!
Можно добавить, что на пути от рудника до прилавка ювелирного магазина цена каждого кристалла, пригодного для изготовления украшений, возрастает примерно в 3 раза, хотя масса его в процессе огранки сокращается в 2-3 раза. Подробнее об этом рассказывается в следующей главе.