Планомерные поиски алмазов

Планомерные поиски алмазов на Сибирской платформе намечалось начать в 1941 г. Помешала война. Сразу же после победы над фашистской Германией при Иркутском геологическом управлении была создана Тунгусская геологоразведочная алмазная экспедиция. Главным геологом экспедиции был назначен профессор Иркутского университета М. М. Одинцов (ныне член-корреспондент Академии наук СССР), а начальниками геологических партий — геологи В. В. Белов, С. П. Соколов и Г. X. Файнштейн.
Два года экспедиция работала в бассейне р. Тунгуски. Весной 1948 г. на одном из левых притоков р. Нижней Тунгуски был найден первый сибирский алмаз. Находка этого маленького невзрачного кристаллика имела огромное значение — она явилась подтверждением прогноза ученых об алмазоносности Сибирской платформы! Вскоре несколько мелких алмазов было найдено и по другим притокам Тунгуски. Поскольку богатых россыпей и коренных источников алмаза здесь не оказалось, было решено, не прекращая работ на Тунгуске, охватить поисками и центральную часть Сибирской платформы, бассейн р. Вилюй.
Весной 1949 г. поисковая партия Г. X. Файнштейна с большими трудностями преодолела порожистое верховье р. Вилюй и спустилась в среднее течение этой реки. Здесь ниже старинного якутского поселка
Вилючаны в долине реки лежали намытые водой широкие и протяженные песчано-галечные косы, очень удобные для отмывки проб на алмазы. 7 августа 1949 г. был найден первый вилюйский алмаз, а к осени того же года общее число кристаллов, найденных на косе Соколиной, достигло 25. Это была очень большая удача, небывалая и неслыханная ни на Урале, ни на Тунгуске. Теперь стало ясно, что Сибирская платформа, и в первую очередь бассейн р. Вилюй, действительно таит в себе сокровища и для скорейшего открытия их необходим широкий разворот поисков.
С этой целью в 1950 г. была организована специализированная экспедиция, в задачу которой входили поиски алмазных месторождений на р. Вилюй и в прилежащих районах. Экспедиция получила название. Получив современное оборудование и снаряжение, геологи смогли более эффективно вести поисковые работы. Результаты не замедлили сказаться: уже в 1950-1951 гг. партией В. В. Белова было найдено несколько россыпей алмазов, главным образом в среднем течении р. Мархи.
Поскольку коренные месторождения алмазов на севере и в средней части Сибирской платформы найти не удавалось, возникла гипотеза, согласно которой коренные источники сибирских алмазов находились далеко на юге, в районе Патомского нагорья. Сторонники этой точки зрения приводили хитроумные доводы в пользу того, что алмазы в бассейны Тунгуски и Вилюя были принесены за многие сотни и даже тысячи километров. Гипотеза о дальнем переносе сибирских алмазов таила в себе большую опасность для правильного ведения работ, поскольку из нее вытекал вывод о бесперспективности поисков коренных месторождений в средней и северной частях Сибирской платформы.
В эти же годы на обширных пространствах Среднесибирского плоскогорья геологические изыскания проводили также экспедиции Научно-исследовательского института геологии Арктики (НИИГА) под руководством Н. А. Меньшикова и Всесоюзного аэрогеологического треста (ВАГТ) под руководством Б. Н. Леонова. В их задачи входило составление геологических карт этой совершенно неизученной области и проведение попутных поисков алмазов. Наиболее результативными оказались работы геологов НИИГА — они обнаружили алмазы в верхнем течении нескольких притоков рек Вилюй и Оленек и, кроме того, установили присутствие алмазов вместе с сопутствующими минералами в древних (пермских) горных породах на этой территории.
Отсюда следовало два очень важных вывода, коренным образом повлиявших на направление дальнейших работ всех организаций, занимавшихся поисками алмазов в Сибири. Первый из этих выводов заключался в том, что коренные источники россыпных сибирских алмазов следует искать на Оленек-Вилюйском водоразделе, а не на Патомском нагорье. Второй вывод касался времени образования или, как говорят геологи, возраста коренных источников алмаза на Оленек-Вилюйском водоразделе. До весны 1954 г. по аналогии с Южной Африкой принималось, что коренные месторождения алмазов в Сибири возникли не более 200 млн. лет назад. Однако обнаружение алмазов в породах пермского возраста явилось бесспорным указанием на значительно более древний (не менее 300 млн. лет) возраст коренных источников драгоценного камня. Практическим следствием отсюда явился вывод о том, что коренные месторождения алмазов частично могут быть скрыты под мощными покровами базальтов и долеритов, извержения которых происходили 250-220 млн. лет назад.