Процессы химического выветривания

Алмазы вместе с другими тяжелыми минералами концентрируются в нижней части рыхлых речных отложений у контакта их с подстилающими скальными породами. Поверхность подстилающих россыпь коренных пород принято называть плотиком россыпи. Эта поверхность бывает достаточно гладкой, бугристой, ребристой и т. п. Наиболее богаты алмазами россы-пи, залегающие на плотике с ребристой поверхностью.

В котлообразных углублениях под водопадами и в карстовых воронках на дне рек алмазы скапливаются иногда в огромном количестве. Известны случаи, когда из отдельных «котлов» размером 10X10 или ,14X14 м извлекалось алмазов на 100-200 тыс. дол. В карстовых воронках отмечалась концентрация до 300 карат/м 3.

Качество алмазов в россыпях обычно выше, чем в коренных месторождениях, благодаря сокращению числа трещиноватых кристаллов, которые не выдерживают переноса и измельчаются.

Высокая твердость алмаза обеспечивает сохранность хороших кристаллов его при переносе реками на многие десятки и сотни километров. На участках, где алмазоносные реки впадают в моря, возникают морские россыпи алмазов, обладающие важными отличительными особенностями по сравнению с аллювиальными россыпями.

В прибрежной полосе моря осадки находятся в непрерывном движении под действием береговых течений и мощного прибоя волн. Набегающие волны прибоя выбрасывают на берег весь обломочный материал. Сила откатывающихся волн меньше, чем набегающих, поэтому они захватывают и уносят в море ил, песок и мелкий гравий. Вынесенные прибоем галька и зерна тяжелых прочных минералов остаются и постепенно накапливаются на берегу.

Зона прибоя является своего рода мельницей: находящиеся здесь валуны и галька непрестанно перекатываются, с силой ударяясь друг о друга, в результате чего происходит перемалывание крупных обломков пород и попадающих между ними зерен минералов.
На протяжении многих веков в зоне прибоя «перерабатывалось» огромное количество материала и за счет выноса легких частиц происходило накопление тяжелых прочных минералов. Волны часто набегают под острым углом к линии берега, а скатываются всегда строго перпендикулярно к ней. Благодаря этому в районах, где господствуют ветры какого-либо одного направления, прибой не только окатывает обломочный материал, но и разносит его вдоль берега. В итоге узкая полоса алмазных россыпей протягивается вдоль морского побережья на десятки километров от устья выносящей алмазы реки.

Провели испытание, загрузив в бак 6 ювелирных и 6 технических алмазов, гальку с побережья, 265 фунтов стальных шаров и воду. После 7 ч «кувырканий» технические алмазы полностью разрушились, а самоцветы и через 950 ч потеряли не более сотой доли процента своей массы.

Испытание в волноприбойной зоне морей могли выдержать только кристаллы, лишенные трещин, внутренних напряжений и других дефектов. И не случайно для алмазов в морских россыпях характерно исключительно высокое качество. Так, например, средняя цена за один карат алмазов из россыпей Юго-Западной Африки в три раза выше, чем алмазов из коренных месторождений и аллювиальных россыпей южной части африканского континента.

В отдаленные геологические эпохи знакомых нам рек не существовало, а древняя размещалась иначе. Обширные площади современной суши на длительное время затоплялись морем. Россыпи полезных и «бесполезных» минералов возникали на протяжении всей геологической истории Земли. Во многих районах, где на возвышенностях сохранились русла бывших рек и пляжи давно исчезнувших морей, находятся древние аллювиальные и морские россыпи алмазов.

Участки возможного нахождения россыпей алмаза в современных реках геологи научились определять еще до выезда на экспедиционные работы, используя лишь геологические, географические карты и аэрофотоснимки местности. Каким же образом на картах и аэрофотоснимках можно увидеть места предпочтительного накапливания алмазов? В основе подобного «ясновидения» лежит тесная зависимость интенсивности накопления тяжелых минералов от продольного профиля долины и поверхности коренного дна (плотика) реки.

Все реки текут от верховьев к устью. Однако характер долины любой реки не остается постоянным на всем ее протяжении. Большинство рек имеет участки, которые могут быть названы теснинами и разливами. В теснинах высокие обрывистые берега вплотную подступают к стремительно бегущему потоку, который в тучах брызг пропиливает свое русло в скальных породах дна. На других участках та же река спокойно течет и причудливо петляет по днищу широкой долины. Дно и берега здесь сложены песком, галькой, глиной, которые принесены рекой и постепенно смещаются вниз по ее течению.