Стиль ормолу и шинуазри

Слово «ормолу» применяется к стилю сложного золочения бронзы, распространенному с конца XVII по XIX в.
Этот стиль ассоциируется главным образом с Францией, где он был усовершенствован в середине XVII в. Мастера, работавшие в технике ормолу, создавали скульптуры, в том числе и фигуры людей. Самые искусные из них работали для французской королевской семьи. Ормолу украшали разнообразные предметы: дверные ручки, декоративные вазы, подсвечники, канделябры, железные подставки для дров в камине. Кроме того, золоченую бронзу нередко использовали для изготовления оправ к лаковым восточным миниатюрам, для украшения различных видов парадной мебели и тонкого фарфора.
Предметы из золоченой бронзы отливали методом «вытопленного воска», а потом доводили их форму с помощью ковки и чеканки. Для обработки поверхности — удаления зазубрин, царапин, выбоин, а также гравировки и чеканки применялись самые различные инструменты. Сплав, из которых делали изделия, также варьировался, однако содержание меди в нем всегда превышало общее содержание олова и цинка.
Характерной чертой всех предметов ормолу является покрытие поверхности бронзы методом «ртутного», или «огненного», золочения.
К числу модных предметов в стиле ормолу относились часы, некоторые из них сохранились до нашего времени. Часы с пружинным механизмом собирали во Франции еще в XVI в., но большая часть их была варварски поломана еще в давние времена, чтобы извлечь украшавшие их золото, серебро, драгоценные камни.
К концу XVII в. и в период правления Людовика XIV золоченая бронза использовалась для изготовления витиеватых настольных часов и других декоративных предметов. Многие маятниковые часы изысканно украшались черепаховым «рогом», серебром, бронзой, а также мозаикой.
Андре Шарль Буль изготовил несколько чудесных корпусов для часов, сочетая в них тщательно подогнанные детали маркетри-мозаики, составленной их разноцветных пород дерева — с нарочитой пышностью позолоченной бронзы.
В период царствования Людовика XV (1723-1774 гг.) часы украшались завитками в стиле рококо, раковинами, цветами из золоченой бронзы; нередко часовые механизмы вставляли в элегантные корпуса из фарфора, отделанные ормолу.
В конце XVIII в. в годы правления Людовика XVI модными украшениями часов служили урны с фигурами животных и людей. Стенные часы вытеснялись настольными, которые часто делались в форме лиры.
Изделия из золоченой бронзы были в моде на протяжении всего XVIII в.
Стиль Шинуазри. В конце 1644 г. к власти в Китае пришла маньчжурская династия Цин, резко расширившая торговлю с Западом, в связи с чем многие товары стали делать исключительно для экспорта в европейские страны. К концу XVII в. европейское декоративное искусство испытывало настолько сильное влияние Востока, что европейские мастера стали создавать изделия в стиле Шинуазри. Этот термин охватывает широкий спектр предметов: скульптуры, пагоды, чудовища, ландшафты, создававшиеся европейскими мастерами как имитации китайских изделий. Европейские мастера перенимали также экзотические мотивы японского, индийского и турецкого искусства.
В XVIII в. восточное влияние стало явно прослеживаться в изделиях из глазурированного фарфора, лаковых миниатюр и других предметов, в частности, часов.
В XVIII в. в искусстве господствовала прихотливая изысканность форм рококо, позволявшая показать изящество отделки, тонко выявить выразительные возможности материала.