Византийское ювелирное искусство

Византия (Восточная Римская империя, Византийская империя) — государство V-XV вв., образованное при распаде Римской империи, в ее восточной части (Балканский полуостров, Малая Азия, юго-восточное Средиземноморье). Взятие в 1453 г. Константинополя турками положило конец Византии.
В придворных мастерских Константинополя были сосредоточены всевозможные производства: художественная обработка металла, кости, камня и особенно — производство драгоценных шелковых и шерстяных тканей.
Предметы, изготовленные в придворных мастерских (секрет выполнения их порой строго охранялся), использовались, главным образом, для украшения храмов и дворцов высшей знати и императора для придания блеска и великолепия придворному церемониалу, славившемуся на весь средневековый мир необычайной роскошью и пышностью своего оформления.
Развиваясь в течение более чем тысячи лет с IV по XV в., византийское искусство прошло сложный и своеобразный путь. С VI по IX в. декоративно-прикладное искусство, сохраняя многие античные черты, такие как использование мифологических мотивов и стремление передать явления окружающей жизни, неизменно обнаруживаются все признаки отхода от античного искусства. Изображение стало плоскостным, исчезла пластическая лепка формы. Сцены из античных мифов, трактованные в резкой суховатой манере, часто воспроизводились на металлических сосудах. В ювелирных изделиях, украшенных драгоценными камнями, отразились художественные приемы народов придунайской области. Применявшиеся для создания произведений искусства материалы оставались такими же, как в эпоху Римской империи, однако золото, драгоценные и полудрагоценные камни, а также стекло сочетались теперь по-иному, а техника обработки открытых поверхностей, известная как opus interrasiie, получила дальнейшее развитие и была усовершенствована. На рисунке 6 (цв. вклейка) показана пара серег XI в., украшенная яркими самоцветами: сердоликом, лазуритом и гранатами, а также золотым филигранным узором.
В IX-XI вв. в Византии откристаллизовывались каноны средневековой культуры. Исключительного развития достигло ювелирное искусство, ярким образом которого был знаменитый пышный трон Василия I. В сложной и бытовой технике драгоценной перегородчатой эмали византийские мастера проявили виртуозную тонкость. На золотую пластину напаивали поставленные на ребро тонкие золотые полоски, которыми обозначались контуры изображения, а промежутки между ними заполнялись эмалью. Переливающаяся чистыми цветами эмалевых красок фигура какого-либо святого казалась покрытой тонкими узорами золотых нитей. Одним из наиболее знаменитых памятников византийской эмали является так называемая Паля дОро (Paia dOro), привезенная из Византии в Венецию и хранящаяся ныне в соборе Св. Марка.
Это золотая с серебром пластина (2×3 м), украшенная драгоценными камнями и эмалевыми медальонами с изображениями святых, императоров, религиозных сцен.
В XI-XIII вв. в искусстве утвердился возвышенный, идеальный стиль. Художественные нормы, выработанные в античном искусстве, стали господствовать во всей Византии (от Малой Азии до Италии). На иконе, выполненной с использованием перегородчатой эмали с использованием драгоценных камней, изображен св. Михаил в ритуальной позе, в полный рост; орнаментальный фон средника являет символическое изображение райского сада. На боковых полях изображены святые воины. Этот шедевр, как и многие другие, попал в Венецию после четвертого крестового похода, когда в 1204 г. был разрушен Константинополь.
Ювелирной тонкостью отличаются и лучшие произведения декоративной пластики, в частности изделия из кости. Эти качества сказались в отделке ларца XII в., хранящегося в национальном музее Флоренции: фигуры святых, украшающих его, трактованы плоскостно, но их контуры очерчены с удивительным изяществом.
Среди множества разнообразных сосудов, входящих в собрание сокровищницы собора Сан-Марко в Венеции, выделяется чаша эпохи императорского Рима, принадлежавшая византийскому императору Роману II. Сама чаша вырезана вместе с ручками из цельного куска сардоникса. Оправа состоит из золотых пластин с изображением Христа, Богоматери, архангелов и святых с декором из перегородчатой эмали; декор массивной ножки выполнен гравировкой, а основание украшают драгоценные камни в оправе и пластины с эмалевыми изображениями святых; по платформе, на которой покоится сардониксовая чаша, идет греческая надпись: «Господи, спаси правоверного императора Романа». Оправа чаши датируется 959-963 гг., а сама сардониксовая чаша относится к I в. н. э.
Алебастровый дискос в оправе из серебра и драгоценных камней принадлежал к церковной утвари храма Св. Софии в Константинополе.
Он выполнен в стиле так называемого македонского Ренессанса. В центре — эмалевое погрудное изображение Христа с греческими словами по кругу: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое», которые произносит священник во время литургии, перед причастием.
Творчество византийских мастеров художественного ремесла продолжало в XI и XII вв. сохранять мировую известность. Многие византийские золотые и серебряные изделия XI-XV вв. выполнены в технике чеканки, басмы или скани. Орнаментация — преимущественно растительного или растительно-плетеночного характера.