Ювелирное искусство стран Ближнего Востока

В ювелирном искусстве мусульманских стран Ближнего Востока большое значение получили отвлеченный геометрический или растительный орнамент и каллиграфия; в раннее средневековье золото и серебро обычно заменялось бронзой и латунью, а в XIII в. в придворном ювелирном искусстве все чаще стали применять драгоценные металлы (обработанные в технике филиграни, гравировки, инкрустации, черни и т. д.) и камни; в народном ювелирном искусстве широкое распространение получило сочетание серебра с бирюзой и сердоликом. Инкрустация латуни являлась специфической чертой ювелирного искусства Ближнего Востока. Первыми латунь использовали римляне для чеканки монет и изготовления памятных пластин. Техника выколотки и чеканки часто используется при изготовлении и украшении латунных изделий.
Основателем зародившегося в VII в. на Ближнем Востоке ислама был пророк Мухаммед. Он родился в Мекке около 570 г. н. э., стал купцом, а потом примерно в 610 г. ушел в горы, чтобы размышлять в уединении. Его миссия состояла в том, чтобы нести людям новую веру в единственного подлинного бога Алпаха. Мухаммед пришел со своей проповедью к людям, но в 662 г. был изгнан из Мекки. Дата его бегства в Медину принята за начало летоисчисления. В 630 г. Мухаммед вернулся обратно в Мекку, и город стал центром нового вероучения. Священная книга ислама Коран содержит учение Мухаммеда неосновные принципы поведения, охватывающие все стороны поведения. Мусульмане верят, что Коран содержит слова самого Аллаха, вложенные им в уста Мухаммеда. В Коране, а также в Хадисах (предания о поступках и изречениях Мухаммеда; совокупность Хадис, признанных достоверными, составляют сунну) собраны изречения Мухаммеда, на которых основывается вся культура ислама. Для ритуальных церемоний мусульмане создали многочисленные предметы, которые по праву считаются произведениями искусства. Для хранения Корана делался курсий, представляющий собой столик-ларец.
Курсий изготавливался из латуни, инкрустировался серебром и покрывался гравировкой.
Для ритуального омовения делались сосуды с прямыми стенками из кованой латуни и инкрустировались золотом, серебром и медью.
При изготовлении подобных предметов арабские злато-кузнецы в эпоху мамлюков проявляли высокое художественное мастерство и производили высочайшие произведения искусства. Мамлюкские ювелиры унаследовали традиции инкрустации латуни и создали свой собственный стиль. Многочисленные сделанные ими предметы не только инкрустированы серебром и золотом, но также украшены гравированными подписями. В некоторых надписях упоминаются имена султанов, для которых они изготовлены.
Письмена арабской вязи стали декоративной частью исламского искусства, часто используемые для создания сложных повторяющихся орнаментов на металлических изделиях.
К числу других памятников арабского искусства эпохи правления Мамлюков можно отнести деревянные, с бронзовыми накладками ящики для Корана, стальные шлемы, украшенные золотой насечкой, чернью, эмалью и драгоценными камнями, и латунные светильники.
Среди мусульманских стран Ближнего Востока выделяется ювелирное искусство Турции. В конце XIII в. турки утвердили свое владычество на большей части Средиземноморья и основали империю, непосредственно управлявшую политической жизнью большей части исламского мира. Для исламского мира пластические и изобразительные искусства суть прикладные — даже если предмет создавался для того, чтобы служить украшением и радовать взор, его функция должна быть вполне определенной и узнаваемой
Бесконечное повторение одинаковых орнаментальных мотивов — особенность произведений мусульманского искусства, свойственная и архитектуре, и ювелирному делу; таким образом, техническое совершенство становится средством достижения абсолютной красоты: зрителя обычно не отвлекают ни блеск драгоценных камней, ни филигранные узоры, как в других ювелирных традициях. Солнечный свет усиливает абстрактную красоту рукотворных изделий, а начертанная на них строка из Корана напоминает об Аллахе и о человеке, который любит Его и душой, и сердцем.
В Турции суннитская религия запрещала изображать живые существа. Это породило необыкновенное многообразие орнаментальных мотивов. Яркие краски, крупный узор, богатство материалов и несколько тяжеловесная пышность предметов характеризуют произведения турецкого искусства XVII века.
В Оружейной палате Московского Кремля как ни в одном музее мира хранится цельная высокохудожественная коллекция турецких конских уборов. Турецкие седла в определенной мере отражают черты национального стиля. Они обтянуты яркими по цвету тканями с крупным орнаментом, на луках и крыльцах седел золотые или серебряные запоны с изумрудами и рубинами, крупные жемчужины. Многие седла украшены чеканными пластинами с бирюзой, яшмовыми врезками и жемчужными цветами. Попоны интересны не только как составные части конского убора, но и как образцы редких тканей. Среди орнаментальных мотивов тканей доминирующее положение занимал цветочный узор.
Многочисленные памятники турецкого парадного и оборонительного оружия (сабли, кинжалы, булавы, саадаки) отличаются добротностью материала, высоким качеством исполнения и богатством украшений. Многие предметы имеют мировую известность. Особенно знаменит преподнесенный в 1656 г. царю Алексею Михайловичу саадак, покрытый сплошной чеканной золотой пластиной, усыпанной изумрудами, рубинами и алмазами.
Роскошно украшались рукояти и ножны турецких ножей и кинжалов.